Анализ синтаксических средств выразительности в текстах песен Ника Кейва

курсовая работа

1.3 Средства выразительности, основанные на синтаксическом параллелизме

Как мы определили ранее, к синтаксическим средствам выразительности, основанным на синтаксическом повторе, относятся параллельные конструкции, лежащие в основе анафоры и эпифоры, а также полисиндетон, анадиплосис, изоколон.

Для рассмотрения средств выразительности, основанных на синтаксическом повторе, то есть на использовании синтаксически параллельных конструкций, прежде всего следует дать определение термина "синтаксический параллелизм". Синтаксический параллелизм - это особенность устройства синтаксических конструкций, а также некоторых стилистических фигур, который является частным случаем принципа симметрии и повтора и заключается в полном или частичном тождестве строения синтаксических конструкций. [Кузнецова, 2003, с.15] В "Литературной энциклопедии" параллелизм определяется как термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры -- грамматической и семантической. Энциклопедия "Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия" определяет параллелизм следующим образом: "Стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков текста (стихов, предложений или частей предложения)". Н.М. Разинкина дает следующее определение синтаксического параллелизма: "семантико-структурное единство, состоящее минимально из двух компонентов, которые характеризуются синтаксической тождественностью и логико-смысловой общностью". [Разинкина, 2014, с.3] В нашем исследовании мы будем опираться на это определение, поскольку нас интересует именно синтаксический параллелизм, а не сугубо тематический параллелизм, при котором явления сопоставляются семантически, но могут передаваться с помощью различных синтаксических конструкций. Различают также микропаралеллизм, при котором повторяется лишь один член предложения, и макропаралеллизм, который возникает при наличии нескольких однотипных предложений или конструкций, которые объединены общей мыслью. Согласно классификации Р. Якобсона, различают следующие типы параллелизма: семантический параллелизм, формальный параллелизм, который не сопровождается семантическим, отрицательный и обращенный параллелизм. [Цит. по: Маклакова, 2010, с.146]

Также параллелизм может быть полным и частичным. При полном параллелизме повторяющиеся конструкции полностью идентичны друг другу синтаксически, при частичном параллелизме одинаковую синтаксическую структуру конструкции имеют лишь в начале или в конце. Частными случаями частичного параллелизма являются анафора и эпифора. Полный параллелизм называют также изоколоном.

Следующими средствами выразительности, основанными на синтаксическом повторе, являются анафора и эпифора. Словарь лингвистических терминов Розенталя определяет анафору как стилистическую фигуру, заключающуюся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. При этом анафора может выступать на нескольких уровнях языка, не только на синтаксическом: различают фонемную, морфемную, лексическую, а также синтаксическую и строфико-синтаксическую анафоры.

А.В. Киселёва отмечает, что анафора выполняет следующие стилистические функции: 1) выражение эмоций, эмфаза; 2) описание чередующихся событий; 3) создание эффекта кульминации. [Киселева, 2011, с.4]

Эпифора также основывается на повторении частей высказывания, но не начальных, а конечных. Словарь литературоведческих терминов С. П. Белокурова дает следующее определение эпифоры: "Стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций".

Таким образом, эпифора и анафора являются разновидностью параллелизма. Эпифора выполняет следующие стилистические функции: 1) создание эффекта предположительности; 2) эмфаза части высказывания; 3) создание эффекта кульминации. [Там же, с.5]

Анадиплосис, или подхват, - стилистическая фигура, состоящая в повторе заключительного созвучия, слова или словосочетания в начале очередной фразы или стихотворной строки. Функции подхвата - 1) подчеркивание связи между двумя идеями 2) усиление ритмического эффекта; 3) подчеркивание эмоций.

Еще одной фигурой прибавления является полисиндетон. Согласно определению, содержащемуся в Словаре-справочнике лингвистических терминов Д.Э. Розенталя, полисиндетон - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении.

Основная функция полисиндетона - усилительно-выделительная, однако он способен выполнять и большое количество дополнительных функций: текстообразующая, композиционная, функция усиления определенных тональностей и ощущений, функция выделения эмоционального состояния и т.д. [Веккессер, 2007, с. 15]

Следующим синтаксическим средством выразительности является изоколон. Изоколон, по определению Краткой литературной энциклопедии, является риторической фигурой, представляющей собой художественно ощутимое равновесие двух или нескольких речевых тактов. Также он определяется как стилистическая фигура параллельного расположения частей в смежных предложениях.

Как и все синтаксические средства выразительности, изоколон выполняет усилительно-выразительную функцию. [Бродский, 1925, с.124]

Таким образом, в нашей работе мы рассмотрим следующие виды синтаксических средств выразительности: анафора, эпифора, анадиплосис, изоколон, полисиндетон.

Делись добром ;)