Анализ синтаксических средств выразительности в текстах песен Ника Кейва

курсовая работа

1.2 Типы классификаций синтаксических средств выразительности

Синтаксические средства играют очень важную роль при создании художественного произведения. По словам американского исследователя Ричарда Омана, "синтаксис определяет стиль". [Цит. по: Сосновская 1977 с. 93]

В нашей работе мы рассмотрим несколько базовых классификаций средств выразительности, существующих в современной стилистике английского языка. Одной из них является классификация Дж. Лича. Он считал, что для средств выразительности характерно отклонение от языковой нормы. В своей классификации он рассматривает парадигматические и синтагматические отклонения от нормы. Однако многие исследователи являлись противниками подобного подхода, поскольку, с их точки зрения, большинство стилистических приемов не выходит за пределы языковой нормы.

Следующей классификацией, которую мы рассмотрим в нашей работе, является классификация И.Р. Гальперина. Согласно данной классификации, все средства выразительности в английском языке можно разделить на три группы: лексические, синтаксические и фонетические. И.Р. Гальперин разделял синтаксические средства выразительности на три подгруппы. К первой подгруппе относятся средства, основанные на сопоставлении частей высказывания, а именно: инверсия, обособленные конструкции, параллельные конструкции, повтор, перечисление, климакс, ретардация, антитеза. Ко второй подгруппе И.Р. Гальперин относил средства выразительности, основанные на типе связи отдельных частей высказывания: асиндетон, полисиндетон. В третью подгруппу вошли фигуры, характерные для разговорных конструкций: эллипсис, умолчание, повествовательный вопрос, изображенная речь, риторический вопрос, литота. В нашем исследовании мы подробно рассмотрим лишь синтаксические средства выразительности, так как это соответствует теме нашего исследования. Кроме того, мы рассмотрим синтаксические средства, основанные на синтаксическом повторе. Согласно И.Р. Гальперину, синтаксическое повторение включает в себя анафору, эпифору, анадиплосис, рамочную конструкцию и полисиндетон. [Гальперин, 1981 с. 23]

Однако не все лингвисты согласны с данной классификацией. Например, Т.А. Знаменская пишет, что существует немало выразительных средств, которые могут быть одновременно как синтаксическими, так и лексическими, что вызывает путаницу (к примеру, антитеза, повтор и др.). Кроме того, в классификации И.Р. Гальперина не вполне четкими остаются границы между характерным использованием разговорных конструкций среди синтаксических средств и характерным использованием устойчивых выражений среди лексических средств. [Знаменская, 2008, с.57]

Еще одной классификацией стилистических средств, является классификация Ю.М. Скребнева, описанная им в книге "Основы стилистики английского языка". Он комбинировал классификации И.Р. Гальперина и Дж. Лича, включив в свою систему стилистических выразительных средств уровнево-ориентированный подход И.Р. Гальперина и принцип разделения на синтагматические и прагматические группы Дж. Лича. Таким образом, Ю.М. Скребнев к уже существующим фонетическому, лексическому и синтаксическому уровням Дж. Лич прибавляет еще один уровень: семасиологический, или семантический. Синтаксические средства он делит на два типа: синтаксический параллелизм и синтаксический хиазм. [Скребнев, 2003, с.58]

В нашей работе мы будем рассматривать синтаксические средства, основанные на синтаксическом повторе, в основе которых лежит параллелизм. Цели нашей работы наиболее соответствует классификация синтаксических средств, разработанная И.Р. Гальпериным.

Делись добром ;)