logo search
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

28. Анакреонтические стихи Державина

Державин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел по­этов, родственных ему по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Образцовыми в антологическом роде считаются послания "Приглашение к обеду"' и "Евгению. Жизнь Званская". В "Приглашении к обеду", обращенном к Шувалову, ярко вырази­лось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте. Державин в обычном для него контрасте вспоминает о смерти. ''И смерть к нам смотрит чрез забор", - за­мечает поэт, используя шутливо-простонародные выражения. В стихотво­рении он дает свое понимание ''блаженства"': оно заключается "в здравии, спокойстве духа"; "умеренность есть лучший пир". Послание написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком, местами близким к народному.

Послание "Евгению. Жизнь Званская'' дает блестящую и широкую картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема проти­вопоставления жизни городской и сельской, причем решается она в кон­тексте темы более широкой - темы творчества. В классицистической эсте­тике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя ис­тины, никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный Дер­жавиным, был лишен условности, он был конкретен. В послании "Евге­нию" как раз и раскрывается образ автора-героя в его биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы. Державин пыта­ется запечатлеть и творческий процесс в условиях повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить послание Державина и '"Осень"' Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин взял строки из державинского стихотворения, и назвать их "звеньями одной цепи". Тема природы в творчестве Державина Объективный земной мир, природа в русской поэзии XVIII века впервые отражается в творчестве Державина. В классицистических произ­ведениях если и возникал пейзаж, то был он условным и отвлеченным, теоретическим. Державин же воспринимаем природу зрительно, в слухо­вых образах. Его пейзажные зарисовки отличаются яркостью, великолепи­ем, красочностью ("Сребром сверкают волны"', '"Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем'"). Державин конкретизирует отвле­ченные темы, абстрактные идеи приобретают у него предметный образ. Правдивое, живое описание южной природы являет собой стихотворение "Осень во время осады Очакова".