32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
Основное внимание следует уделить анализу одного из самых выдающихся произведений русской литературы XVIII века - "Путешествия из Петербурга в Москву", в котором с большой полнотой воплотилось мировоззрение его автора, нашла отражение его социальная и философская позиция. Каждая из глав книги, названная по станциям дороги от одной столицы в другую, содержит новую тему, а иногда и две. Ими являются социальное бесправие крепостного крестьянства и ужас его положения, связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения, бесчеловечность самодержавно-бюрократического строя, разложение нравов дворянства и высокие добродетели в среде крестьян, эстетическая и нравственная жизнь народа, рекрутчина и др. Но при этом '"Путешествие" не распадается на отдельные очерки и новеллы, поскольку все темы подчинены раскрытию основной идеи книги, крепостнически-помещичий строй должен быть разрушен, а народ - освобожден. Главенствующая роль в процессе освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный материал книги подчиняется единому сюжету, которым в "Путешествии" является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления путешественника" (Г.Макогоненко).
В образе путешественника раскрывается радищевский идеал человека; это прежде всего "'общественный человек", живущий социальными интересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к формированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволюции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена
На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и выступающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придворных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведения необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их создания, рассмотреть основные приемы художественной типизации и определить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотношения власти и закона, идеала и действительности.
Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необходимости революционного переустройства действительности. Именно народу предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя. Для Радищева народ не абстрактная категория: писатель пытается дать образ крестьян в их индивидуальном своеобразии. В подтверждение этому уместно сопоставление образов крестьян в главах "Любани", "Медное", "Городим". В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и физического здоровья, чести, собственного достоинства, но все эти качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение крестьянина служит выражением идеи писателя о том, что именно народ является носителем гражданских начал, необходимых для устройства нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически направлена против дворянских идеологов, утверждающих, что народ не способен вынести бремя свободы. Тенденции к идеализации народных образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать действительность. Рабы по положению могут стать рабами по духу, и виновен в этом будет, с точки зрения писателя, помещичий класс, развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной духовной активности народа свидетельствует в книге Радищева его способность к творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного художественного творчества народа следует уделить особое внимание
Третья группа действующих лиц произведения - интеллигенты, люди высоких духовных стремлений, душой приверженные к народу - "сочувственники'' путешественника. В отношении "приятеля Ч...", "A.M.К."', новгородского семинариста, господина Крестьянкина и других необходимо решить вопрос о соотношении документального и художественного начал в этих образах и раскрыть значение героев данного типа в образной системе произведения, в логике развитии авторской идеи.
Изучая особенности системы образов"Путешествия из Петербурга в Москву", необходимо также ответить на вопрос, почему книга Радищева завершается '"Словом о Ломоносове''.
В тесной связи с анализом "Путешествия" нужно осмыслить политическую, историческую и философскую проблематику оды "Вольность"'. В ней Радищев выступает как основоположник революционной пеший в России. В традиционную классицистическую форму оды, написанной высоким "штилем", ямбами и десятистишной строфой, Радищев вкладывает новое содержание. Хвалебная ода воспевала монархов, а Радищев прославляет тираноборцев Брута и Вильгельма Телля, славит "дар бесценный вольность', революцию.
Особо следует остановиться на изучении жанрового и композиционного своеобразия "Путешествия". Книге Радищева присуща острая публицистичность - "особая форма художественности", "сплав научного и художественного метода исследования жизни и объяснения человека" (Г.Макогоненко). Публицистичностью обусловлены некоторые особенности сюжетосложения. построение характеров и автобиографического образа автора-героя. Радищев отказался от частных сюжетов, поэтому его герои раскрываются в делах общественных. В то же время Радищеву был чужд рационализм, большое значение он придавал чувствам, которые "благую в человеке производят тревогу... совершенно бесстрастный человек есть глупец и истукан нелепый". Разум и чувства, с точки зрения писателя, должны гармонично сочетаться в человеке. Напряженная эмоциональность повествования связывает Радищева со стилевыми традициями общеевропейского сентиментализма. Ряд исследователей отмечали влияние на Радищева сентиментальной литературы в создании образа путешественника, в своеобразии его композиционной роли в книге. Другие считали, что проблема чувствительности относится ко всем героям повествования.
Значительное место в "Путешествии" занимает автобиографическое начало - писатель не хочет скрывать своих личных убеждений. Автобиографизм характерен и сентиментализму, и реализму. Субъективизм сентименталистов - Стерна и Руссо - чужд Радищеву. С точки зрения Макогоненко, "он развивал и углублял принципы автобиографизма, торжествовавшие в поэзии Державина'', а творчество Державина рассматривается исследователем в контексте становления русского реализма. Реалистична и художественная задача Радищева - представить "все веши" "в естественном их виде", осмыслить и показать действительность такою, как она есть. Глубина проникновения в изображаемые характеры, верность передачи социальных обстоятельств жизни героев, свойственные художественной манере Радищева, позволяют исследователям (Беркову, Пиксанову, Макогоненко) относить его творчество к критическому или же просветительскому реализму. Таким образом, вопрос о принадлежности Радищева к определенное литературному направлению до сих пор остается дискуссионным.
Для своей книги писатель избирает жанр путешествия, получивший в XVIII широкое распространение в сентиментальной литературе, благодаря английскому писателю Стерну - автору "Сентиментального путешествия"', представлявшего интимную жизнь автора. Но была и другая традиция - в 1760 - 1780-е годы читатель познакомился с серией "путешествий"', написанных русскими учеными; знал он и "Путешествие в... И.Т.", напечатанное в журнале Новикова "Трутень", и "Путешествие глухого и немого" Фонвизина. Это был жанр русского просветительского "путешествия", в котором герой вырывался из сферы частной жизни и вступал в сферу жизни общей. Эту русскую традицию продолжает Радищев. В "Путешествии из Петербурга в Москву" совмещается разнообразный литературный жанровый материал: в нем можно найти черты литературного путешествия, воспитательного и нравоучительного романа, литературной повести, трактата, сатирических зарисовок, исповеди. Одни из этих жанров являются "первичными", другие "объединяющими". Необходимо ответить на вопрос, какие "первичные" жанры входят в состав "Путешествия" и каковы принципы их взаимосвязи и взаимодействия в произведении.
В области композиции "'Путешествия" Радищев также проявляет новаторство. Изучая принципы построения книги, необходимо выделить микро- и макроструктуры произведении, определить основную структурную единицу циклической композиции "Путешествия", понять роль механических связок в композиции.
Определенные сложности вызывает анализ языка и стиля произведений Радищева. Нужно выделить тенденцию к использованию легкого разговорного языка в одних ситуациях и традиции славянизированного книжного языка в тех случаях, когда автор высказывает свои философские убеждения или передает гражданские чувства. Для выражения новых демократических идей Радищеву были необходимы и новые средства языка. Писатель складывал свой литературный стиль из разнообразных элементов: из языка современной ему литературы, языка древнерусской письменности, устной народной поэзии, живой народной речи (автор воспроизводит ее в лучших образцах, без увлечения диалектизмами). Национальные истоки русского литературного языка он видел в старославянской и древнерусской письменности. Обращаясь к ним, Радищев часто славянизировал свой язык более чем это требовалось даже "высоким штилем" Ломоносова.
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина