Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
Значительно возрастает роль публицистики в разъяснении смысла государственной политики. Видными публицистами петровской эпохи были И.П. Посошков, В.Н. Татищев. Необходимо обратить внимание на ораторскую прозу Ф. Прокоповича, С. Яворского, Д. Ростовского.
Заметные изменения происходят и в поэтических жанрах. К концу XVII века в России развивается виршевая письменная поэзия, быстро завоевывающая всеобщее признание: стихотворную форму получают наставления, поучения, буквари, в моду входят акростихи, фигурные стихотворения, состоящие из строк различной длины.
Видным жанром становится панегирическая поэзия. Образцы торжественных виршей, предшественниц похвальной оды, даны в творчестве Феофана Прокоповича ("Епиникион").
В начале XVIII века возникает и новый поэтический жанр - любовная лирика, что стало возможным только после коренной ломки общественного уклада. В лирике прослеживаются два течения - одно опирается на народное творчество, другое связано с западноевропейской любовной поэзией. Между содержанием поэтических произведений, вобравших в себя веяния нового времени, и их тяжеловесным силлабическим строем возникало несоответствие, не проявляющееся столь, резко больше ни в одном из видов художественной литературы этих десятилетий.
Перед исследователем русского стихотворства начала века неизбежно встает проблема барокко, являющаяся одним из спорных литературных вопросов. "В основе стиля барокко лежит стремление соединить несоединимые противоположности, когда метафора связывает явления бесконечно далекие. Главное, чтобы эти сопоставления удивляли своей неожиданностью, были "остроумными". Поэтов барокко отличало стремление к всевозможным украшениям стиля, гиперболизации и метафоризации. Наиболее "барочным" поэтом признается Симеон Полоцкий. В России был создан как бы умеренный вариант барокко: 'Лишенное социальных корней, барокко не смогло сложиться в оформленное, а тем более господствующее направление в русской литературе. Все же ''периоду'' барокко была русская литература обязана такими новыми явлениями, как силлабическое стихосложение и "'школьная'" драма''.
Культурно и социально значимым событием явилось открытие в 1702 году в Москве первого русского театра, который представлялся Петру важным средством пропаганды и воспитания его поданных. Руководил им немецкий режиссер и актер Иоганн Кунст. составивший репертуар из пьес немецкого демократического театра. Его преемник Отто Фюрст не проявил должных способностей, и театр был закрыт в 1706 году. На сцене Петр 1 хотел видеть пьесы с торжественным агитационным содержанием, которые бы поддерживали его военную политику. Подобная пьеса была поставлена в театре Московской Славяно-греко-латинской академии - военные успехи русского оружия достаточно часто служили темами панегирических представлений школьных театров, которые существовали во многих городах России. ''Школьная драма" имела разработанную теорию, основанную на поэтике Аристотеля. Были строго регламентированы жанры трагедии, комедии, трагикомедии. Пьесы носили книжный и аллегорический характер. Однако среди них были не только обычные религиозные "школьные драмы"', но и триумфальные пьесы, "плачевные трагедии", любовно-авантюрные пьесы. Постепенно в театральные представления проникали элементы быта, что было особенно заметно в интермедиях, "междувброшенных действах'', что разыгрывались в антрактах спектаклей.
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина