logo search
Риторика - Зубанова С

Аристотель и его «Риторика»

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще звиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой.

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.

В I книге рассматривается предмет риторики, которая определяется, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи». Далее рассматриваются виды ораторских речей.

Во II книге «Риторики» вначале говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». «Это разум, добродетель и благорасположение». Если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной.

Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку.

Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероят­ного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажутся большинству истинными и заслуживающими доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна дока­зывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)

III книга «Риторики» посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю. Он «должен подходить к предмету речи». Общие требования к стилю — ясность, доступность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.

Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Перикл

1ая пол. V в. до н. э. была заполнена длительными и кровопролитными греко-персидскими войнами. В этот период развивается военно-политическое красноречие; яркими представителями которого явились Фемистокл и Аристид.

Расцвет рабовладельческой демократии наступает в V в. до н. э., при Перикле, который фактически правил Афинами в течение 15 лет. Перикл был не только выдающимся политическим деятелем, но и замечательным оратором.

Когда Перикла обвинили в том, что он растрачивает государственные средства на строительство зданий в Афинах, Перикл спросил у собравшегося народа, действительно ли он тратит много денег на строительство. Когда со всех сторон раздались крики «много, слишком много», Перикл завил, что в таком случае все расходы он берет на свой счет, но на зданиях будет начертано только его имя. Тогда народ заявил, чтобы он брал из государственной казны столько, сколько нужно.

Перикл как оратор обладал большой силой воздействия на массы, прекрасно учитывал психологию своих слушателей, их запросы и настроения.

Коракс

На основе развивающегося ораторского искусства стали делаться попытки теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия – риторика.

По свидетельству Диогена Лаэртского, Аристотель считал основателем риторики пифагорийца Эмпедокла, но его работа не известна нам даже по названию. Ученик Эмпедокла Коракс написал новый труд по риторике, который до нас не дошел, но некоторые положения нам известны из других источников. Характерно, что Коракс определяет красноречие, как «работницу убеждения», следовательно, подчеркивает воздействующую силу ораторского искусства. Вместе с этим он допускает ошибку, утверждая, что главная цель оратора – это не обнаружение истины, а убеждение в чем-нибудь, для чего очень полезны софизмы.

Горгий

Представителем софистского направления являлся выдающийся оратор Горгий. Горгий был не только оратором, но и теоретиком. Он прославился речью, произнесенной на празднике во время олимпийских игр. Горгий проповедовал объединение греческих городов для похода против врага греков – Персии.

Еще более интересна речь «Похвала Елене». Елена – жена старика Менелая, которую похитил Парис. Из-за этого и началась троянская война, описанная в «Илиаде» и «Одиссее». Горгий пытается оправдать Елену. Ее обвиняют в нарушении супружеской верности, но она не виновата в том, что ее похитили. Путем остроумно используемой аргументации Горгий приходит к выводу, что измена Елены не доказана и все выдвигаемые против нее обвинения можно опровергнуть.