1. Пояснительная записка к курсу
Цель дисциплины «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» – в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» обеспечить студентов знаниями и способствовать совершенствованию умений и навыков, необходимых для эффективного прочтения и генерирования текста, устного или письменного, соотносимого с интенциями адресанта и адекватного данной коммуникативной ситуации, в пространстве интернет-коммуникации.
Задачи дисциплины:
Дать понятие дискурса и интернет-дискурса в свете современных разработок в области культурологии, философии, лингвистики и медиалингвистики.
Познакомить студентов с современным уровнем развития коммуникативистики и основными теоретическими моделями коммуникации.
Дать систематизированное знание основных форматов и жанров интернет-коммуникации.
Представить основные направления изучения речевых произведений, складывающихся в ходе интернет-общения.
Сформировать практические навыки и умения в интерпретации различных текстов интернет-дискурса.
Познакомить с принципами совершенствования коммуникативных навыков в области интернет-коммуникации.
В соответствии с ООП подготовки магистра по направлению 032700 «Филология» настоящая дисциплина включается в вариативную часть профессионального цикла М.2.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент филологического образования, заложенного в бакалавриате (современный русский язык, стилистика, культура речи, риторика, языкознание), а также общих гуманитарных дисциплин (общая филология, культурология).
На изучение дисциплины в 11 семестре отводится: 4 часа лекционных занятий, 26 часа практических занятий, 78 часа самостоятельной работы, всего – 108 часа.
Форма отчетности – экзамен.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);
по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью магистерской программы:
научно-исследовательская деятельность:
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
педагогическая деятельность:
способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11);
прикладная деятельность:
способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
способность к трансформации различных типов текстов (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);
организационно-управленческая деятельность:
владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-21).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:
основные типы коммуникативных моделей;
характеристики массовой коммуникации;
характеристики интернет-дискурса и принципы выделения и описания виртуальных жанров;
основные направления совершенствования коммуникативных навыков в межличностной коммуникации;
уметь:
правильно оценить авторскую интенцию текста;
планировать построение текста интернет-дискурса в выбранном жанре, сочетая интенциональность и уместность.
владеть:
навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;
навыками жанровой идентификации текстов интернет-дискурса;
навыками и стратегиями анализа в рамках теории речевого общения.
- 032700 – Филология
- Оглавление
- 1. Пояснительная записка к курсу 3
- 2. Учебно-тематический план дисциплины 6
- 3. Рабочая программа по модулям курса «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» 7
- 4. Проектные задания к практическим занятиям 15
- 5. Литература к курсу 17
- 6. Вопросы к зачету по курсу «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» 18
- 1. Пояснительная записка к курсу
- 2. Учебно-тематический план дисциплины
- 3. Рабочая программа по модулям курса «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» Модуль I. Интернет как коммуникативная среда
- Тема 1. Понятие интернет-коммуникации
- Тема 2. Первичные и вторичные жанры интернет-дискурса
- Модуль II. Жанры интернет-коммуникации
- Тема 1. Виды сетевых сми
- Тема 2. Научно-образовательные и специальные информационные жанры
- Тема 3. Сетевая художественная литература
- Тема 4. Развлекательные жанры Интернета
- Тема 5. Жанры непрофессионального общения
- 4. Проектные задания к практическим занятиям
- 5. Литература к курсу
- 6. Вопросы к зачету по курсу «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации»