logo search
УМК Ананьина

1. Пояснительная записка к курсу

Цель дисциплины «Типология форматов и жанров интернет-коммуникации» – в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» обеспечить студентов знаниями и способствовать совершенствованию умений и навыков, необходимых для эффективного прочтения и генерирования текста, устного или письменного, соотносимого с интенциями адресанта и адекватного данной коммуникативной ситуации, в пространстве интернет-коммуникации.

Задачи дисциплины:

  1. Дать понятие дискурса и интернет-дискурса в свете современных разработок в области культурологии, философии, лингвистики и медиалингвистики.

  2. Познакомить студентов с современным уровнем развития коммуникативистики и основными теоретическими моделями коммуникации.

  3. Дать систематизированное знание основных форматов и жанров интернет-коммуникации.

  4. Представить основные направления изучения речевых произведений, складывающихся в ходе интернет-общения.

  5. Сформировать практические навыки и умения в интерпретации различных текстов интернет-дискурса.

  6. Познакомить с принципами совершенствования коммуникативных навыков в области интернет-коммуникации.

В соответствии с ООП подготовки магистра по направлению 032700 «Филология» настоящая дисциплина включается в вариативную часть профессионального цикла М.2.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент филологического образования, заложенного в бакалавриате (современный русский язык, стилистика, культура речи, риторика, языкознание), а также общих гуманитарных дисциплин (общая филология, культурология).

На изучение дисциплины в 11 семестре отводится: 4 часа лекционных занятий, 26 часа практических занятий, 78 часа самостоятельной работы, всего – 108 часа.

Форма отчетности – экзамен.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью магистерской программы:

научно-исследовательская деятельность:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

педагогическая деятельность:

способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11);

прикладная деятельность:

способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);

способность к трансформации различных типов текстов (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

организационно-управленческая деятельность:

владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-21).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:

основные типы коммуникативных моделей;

характеристики массовой коммуникации;

характеристики интернет-дискурса и принципы выделения и описания виртуальных жанров;

основные направления совершенствования коммуникативных навыков в межличностной коммуникации;

уметь:

правильно оценить авторскую интенцию текста;

планировать построение текста интернет-дискурса в выбранном жанре, сочетая интенциональность и уместность.

владеть:

навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;

навыками жанровой идентификации текстов интернет-дискурса;

навыками и стратегиями анализа в рамках теории речевого общения.