22. Психологические уловки
• Ставка на ложный стыд. Люди часто боятся признаться, что они чего-то не знают. Этим пользуются недобросовестные полемисты. Приводя недоказанный вывод, оппонент сопровождает его фразами «Вам конечно, известно, что», «Общеизвестным является факт», «Наука давно установила», «Неужели вы до сих пор не знаете?». Тем самым делается ставка на ложный стыд. Если человек, желая не уронить себя в глазах окружающих, не признается, что ему что-то неизвестно, он вынужден будет соглашаться с аргументами противника.
• «Подмазывание» аргумента – слабый довод сопровождается комплиментами противнику.
• Ссылки на возраст, образование, положение используются для того, чтобы скрыть отсутствие веских и убедительных аргументов. Довольно часто мы сталкиваемся с такими рассуждениями: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите», «Получите диплом, тогда и поговорим», «Займете мое место, тогда и рассуждать будете».
• Логическая диверсия используется оппонентом, чтобы переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не связанного с первоначальным тезисом. Чтобы уйти от поражения, полемист отвлекается на посторонние темы.
• Перевод спора на противоречия между словом и делом. Чтобы поставить противника в неловкое положение, указывает на несоответствие между взглядами оппонента и его поступками.
• «Двойная бухгалтерия». Этот прием иначе называют переводом вопроса на точку зрения пользы или вреда. Недобросовестный спорщик пользуется слабостью человеческой натуры: когда мы чувствуем, что данное предложение нам выгодно, мы соглашаемся с ним, не учитывая высшую истину.
• Смещение времени действия – спорщики подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего тем, что произойдет в будущем.
• «Троянский конь» – спорящий переходит на сторону противника, искажает его тезис до неузнаваемости, начинает его горячо защищать и тем самым наносит удар по авторитету оппонента.
• Выведение противника из равновесия. В публичном споре большое влияние на слушателей оказывает внушение, поэтому нельзя поддаваться на самоуверенный, безапелляционный тон.
• «Чтение в сердцах». Оппонент, используя этот прием, не заинтересован разобраться в сути того, что сказал противник. Он пытается определить только мотивы говорящего.
• Обструкция – намеренный срыв спора. Оппоненту не дают сказать слова, топают, свистят и т.п.
О Наполеоне рассказывают, что во время переговоров с австрийским посланником он бросал на пол фарфоровые вазы, топал... Запуганный посланник согласился с Наполеоном, чтобы только прекратить эту сцену.
- 1.Риторика как наука, искусство, научный предмет.
- 2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
- 3. Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
- 4.Школа риторики в древней Греции
- 5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
- 6.Риторика в России 19в.
- 7.Риторика в России в 20 в
- 8. Роды и виды красноречия
- 9. Навыки оратора. Этапы подготовки выступления
- 10. Риторика в Др. Риме
- 11. Инвенция(диспозиция)
- 12. Изобразительно-выразительные средства публичной речи
- 13. Приемы привлечения внимания аудитории
- 14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
- 15. Невербальные средства общения
- 16. Культура полемической речи. Виды споров
- 17.Формально-логические законы
- 18. Структура и виды доказательств, логические ошибки
- 19. Классификация доводов
- 20. Полемические приемы
- 21. Нечестные уловки. Недопустимые уловки
- 22. Психологические уловки
- 23. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Культура спора
- 24. Классификация вопросов и ответов