2.6 Синтаксис
Стилистические фигуры (греч. schema, лат. figura – очертание, внешний вид; оборот речи) – система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Они используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).
В процессе исследования практического материала нами было установлено, что наиболее часто употребляются следующие синтаксические фигуры:
1. Анафора (единоначатие) – стилистический прием; повторение начальных частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления.
Например, в антирасистской социальной рекламе на рис. 30 одинаковое начало фразы (l’enfant) делает акцент на понятии «ребенок»,подчеркивая общность всех людей не зависимо от цвета кожи. В данном примере анафора сочетается с антитезой (noir/blanc) и показывает, что чернокожий ребенок, ни ребенок со светлой кожей ничем иным друг от друга не отличаются,и цвет кожи ни в коем случае не должен являться причиной для презрения, отвращения и угнетения. Ведь во всех нас течет одна кровь. И она красного цвета. Таким образом, можно сказать, что анафора – это стилистический прием, который позволяет расставить дополнительные акценты на словах во фразах.
Рис. 30
Рис. 31
Еще одним примером анафоры можно считать плакат, изображенный на рис. 31, который посвящен экологии. Слоган этого плаката гласит: «Urgence sociale! Urgence écologique! Urgence démocratique!» Он самым лучшим образом показывает, что только благодаря незамедлительным действиям с нашей стороны мы сможем спасти свою планету от гибели.
Также ярчайшим примером анафоры можно считать слоган на плакате членов Союза феминисток Мартиники. Он гласит: «Libres de nos choix. Libres de nos vies. Libres de dire NON!!»
Рис. 32
2. Эпифора – стилистический прием; повторение частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в конце предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления. Рифма – разновидность эпифоры. Рис. демонстрирует пример употребления эпифоры в тексте социальной рекламы, он посвящен борьбе за чистоту окружающей среды. Иконический компонент здесь тесно связан со слоганом. На иллюстрации изображена фея, которая держит в руке волшебную палочку в виде веточки с зелеными листьями. Слоган «Tous à vos baguettes pour nettoyer la planète» гласит о том, что здоровье и состояние планеты зависит от наших усилий, то есть каждый из нас может стать своего рода волшебником и внести свою лепту в судьбу планеты. Эпифорические сочетания (baguettes – planète, écocitoyenneté – priorité) позволяют, также как и в анафорических сочетаниях, расставить акценты и показать каким будет результат нашего совместного «волшебства».
Приведем другие примеры эпифоры:
Bien manger pour bien bouger.
Paul a tourné sans clignotant, il n’y a plus d’enfant.
3. Парцелляция - стилистический прием; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова. Цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.
Одним из ярких примеров парцелляции можно считать рис.???, на котором изображены участники движения Greenpeace, держащие в руках плакат с текстом: «Faites vite ça fond! SAUVEZ LE CLIMAT: Agissez maintenant!» Каждая из этих по-своему выделенных частей высказывания содержит персонифицированное обращение к читателям и императивный призыв, побуждение к действию в отношении решения проблемы глобального потепления и перемены климата.
Следующий плакат (рис. 33) посвящен борьбе со СПИДом. Слова “SIDA: prevenir, ne pas punir!” говорят, что лучше предупредить болезнь, чем впоследствии бороться с ней. И это на самом деле так. Человек, который регулярно сдает кровь, чтобы проверить наличие вируса, который не имеет беспорядочных связей, живет намного спокойнее. Каждый из нас должен быть уверен в себе, чтобы не быть отчужденным, что зачастую случается с носителями вируса.
Рис. 33
4. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Риторические вопросы не требуют ответа. Часто предложения с риторическим вопросом бывают восклицательными по интонации (?!).
Рис. 34
В процессе анализа практического материала нами было установлено, что риторические вопросы и риторические восклицания отличаются наибольшей частотностью употребления в плакатных текстах социальной рекламы.
Например, рис. 34 посвящен тому, что молодежь должна уважительно относиться к людям пожилого возраста и уважать их интересы. На нем изображен контр-стереотип современной бабушки, которая держит в руках микрофон и играет на гитаре. Причем все это сопровождается зажигательными танцами. А что же мы видим в другом конце комнаты? Совершенно верно. Уставшего от этих не утихающих ни на минуту воплей и топота внучека, который был бы премного благодарен своей бабуле, если бы та замолчала хоть на минуту. А в верху данного плаката характерный заголовок в диалоговой капле: «Et si on cohabitait autrement?», который вряд ли оставит равнодушным хотя бы одного молодого человека. Этот заголовок говорит о том, что каждый из нас прежде всего должен подумать о том, каково будет жить нашим родственникам в такой обстановке.
5. Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль, Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм).
Примером синтаксического параллелизма можно считать вторую часть слогана членов Союза феминисток Мартиники: «… Ne nous assassinez pas. Ne nous harcelez pas. Ne nous humiliez pas.»
6. Лексический повтор - сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления. Например, «Ensemble contre la misère. Ensemble pour vaincre l’exclusion.»
- Введение
- 1 Общая характеристика плакатных текстов социальной рекламы
- 1.1 Понятие социальной рекламы
- 1.2 Функции социальной рекламы
- 1.2.1 Социальная реклама vs коммерческая реклама
- 1.2.2 Классификация типов социальной рекламы
- 1.4 Текстовые особенности плакатного текста социальной рекламы
- 1.5 Оценка коммуникационной эффективности рекламы
- 2 Виды и роль стилистических средств в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.2 Роль лексических единиц в создании стилистического эффекта
- 2.2.1 Плеоназм.
- 2.2.2 Метафора
- 2.2.3 Метонимия
- 2.2.4 Синекдоха
- 2.2.5 Олицетворение
- 2.2.6 Антитеза
- 2.2.7 Градация
- 2.2.8 Умолчание
- 2.3 Роль прецедентных высказываний в социальной рекламе
- 2.4 Коммуникативный эффект прецедентных феноменов
- 2.5 Фонетические особенности
- 2.6 Синтаксис
- 2.7 Роль глагольных конструкций в плакатном тексте социальной рекламы
- Заключение