«Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» а.И. Галича
Александр Иванович Галич (1783—1848), преподавал русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее и был в числе учителей А. С. Пушкина. Лицеисты любили Галича и часто собирались в его комнате, общаясь с ним по-дружески. Сохранились теплые шутливые стихи Пушкина, обращенные к Галичу. «Мой добрый Галич», «мудрец любезной» — так называет своего учителя поэт. В «Пирующих студентах» Галичу посвящены строки:
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.
Известно, что по настоянию Галича Пушкин написал оду «Воспоминания в Царском Селе» и читал ее на публичном экзамене в
присутствии Г. Р. Державина.
Риторика А. И. Галича вышла в свет в 1830 г. Она состояла из «Части общей, или чистой» и «Части особенной, или прикладной». Вот как автор определяет ораторский стиль: «Стиль ораторский занимается постановлением законов для торжественной речи, которая, как произведение словесности, назначается для изустного предложения или для провозглашения, чтобы или 1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих этих целей произвести сильнейшее впечатление».
Галич выделяет духовные речи (проповеди) и светские речи. По его мнению, и те и другие наставляют нас в известных истинах (общих или частных), или возбуждают сердечные чувства, или «подвигают волю к желанию и начинаниям». К разряду светских речей он относит судебные, государственные, исторические речи, далее — приветствия, школьные речи, поучительные, похвальные слова, забавные и смешные и другие речи. Судебные — произносятся в судах и бывают обвинительные и защитительные. Государственные — произносятся в торжественных случаях (при восшествии на престол, на конгрессах и т. д.). Исторические— изображают происшествия с их последствиями. Речи догматические (поучительные) имеют своей задачей непосредственно действовать на ум (сюда же относятся школьные и похвальные речи), они передают общие, отвлеченные истины. Так что же такое риторика по Галичу? «Теория красноречия, риторика, научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагает изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, т. е. и по содержанию, и по отделке, фавились читателю или слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов».
Галич выделяет четыре главных момента, на которых основывается наука красноречия: счастливое изобретение мыслей, филичных предмету; благоразумное расположение мыслей, приличных предмету; благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям; изложение или выражение мыслей словами; провозглашение, т. е. произнесение ораторской речи.
- Школа № 174
- Р и т о р и к а (учебное пособие часть №1) Москва, 2003
- Предисловие
- Тема № 1: Теоретические основы ораторского искусства. Классификация ораторского искусства
- Классификация ораторского искусства (т.З. Апресян)
- Рекомендуемая литература
- Ораторы гомеровской Греции
- Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
- Аристотель и его «Риторика»
- Антифан
- Исократ
- Демосфен
- Рекомендуемая литература
- Тиберий и Кай Гракхи
- Марк Антоний
- Цицерон
- Три направления ораторского искусства
- Квинтилиан
- Рекомендуемая литература (для подготовки к семинарским занятиям):
- I. Основная
- II. Дополнительная
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Тема № 5: Отечественная риторика
- XVII – XIX вв.
- «Опыт риторики» и.С. Рижского
- «Краткая риторика» а.Ф. Мерзлякова
- «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» а.И. Галича
- Риторики н.Ф. Кошанского
- Рекомендуемая литература
- I. Основная
- II. Дополнительная
- Содержание