Литературное творчество
Первое из дошедших до нас оригинальных литературных произведений Фонвизина - басня "Лисица-казнодей». Басня Фонвизина представляет собой злую пародию на панегирики царям, причем написана она около 1762 — 1763 годов, вскоре после смерти Елизаветы Петровны. Этот факт заставляет предположить, что у басни был конкретный адресат — в таком случае ее сатирическая сила только увеличивается. Басня написана в сумароковской манере, но даже в стихотворении Фонвизин выступает как драматург - его почти полностью заполняет диалог. Диалогом-сатирой является и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором ярко проявляется религиозное вольномыслие молодого Фонвизина.
Дарование драматурга вполне проявилось в оригинальных комедиях Фонвизина, свободных от стеснявшей его стихотворной формы. Большой успех имела комедия «Бригадир", в которой дан собирательный образ целого сословия. В пьесе трудно выделить главного героя - каждый персонаж существует не только сам по себе, но и дополняет коллективный портрет русского дворянства. Традиционный для комедии классицизма любовный сюжет драматург использовал в целях сатирического разоблачения дворянского сословия.
Героев "Бригадира" объединяет тема "глупости". У каждого из них имеется свое понимание "ума", которое разоблачается перед зрителем как невежество, отсутствие образованности, безнравственность. Комического эффекта драматург достигает, демонстрируя полное несоответствие поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. Для русской драматургии "Бригадир" был новым явлением в жанровом отношении. Это была "комедия нравов"', в которой характер героя не всегда определялся одной исчерпывающей чертой. Фонвизин объясняет поведение действующих лиц биографическими обстоятельствами (в этом отношении показателен образ Акулины Тимофеевны), связывает его с русским бытом. Фонвизин далек от прямого обличения, его оружие - смех, что дает право исследователям сближать '"Бригадира" с "комедиями положений". Осмеиваемым персонажам противопоставлены положительные лица - Софья и Добролюбов, выразители авторских идей. Фонвизин складывался как писатель в школе Сумарокова и Хераскова, что и обусловило многие художественные особенности "Бригадира"'. Это статичность персонажей, словесное определение масок.
Явление гораздо более высокого порядка и в жанровом, и в идейном смысле представляет собой "Недоросль". Темой комедии становится главный конфликт социально-политической жизни России - произвол помещиков и бесправие крепостных. ""Драматическим конфликтом "Недоросля", - пишет Г.Макогоненко, - является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым» (Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М., 1969. - С. 339). Положительные персонажи в "Бригадире" не были включены в интригу, в "Недоросле" же они составляют активную силу пьесы. Фонвизин отказывается от традиционной для комедии классицизма любовной интриги, поэтому борьба женихов за Софью не организует действия, а нужна писателю лишь для комической обрисовки обличаемых героев. Открыто звучит в "Недоросле" тема бедственности для России крепостного права, развращающего не только крепостников, но и их крепостных.
Новаторство драматурга проявилось и в создании образов положительных героев, причем для просветителя Фонвизина большое значение имело то воспитательное воздействие, которое Стародум, Правдин, Милон и Софья могли оказать на зрителя и читателя. Относительно положительных героев в исследовательской литературе существует два рода мнений. Одни исследователи видят в них резонеров, не Принимающих непосредственного участия в действии, лишенных личных индивидуальных характеров. Другие, напротив, считают, что положительные герои раскрываются именно в действии и выступают в комедии как люди одного типа сознания, противостоящие миру Простаковых и Скотининых.
Характер Простановок можно назвать художественным открытием Фонвизина: эта героиня, являя собой яркий тип русской помещицы, раскрыта и как индивидуальный характер. Жизненная достоверность образов, создание типических характеров отрицательных персонажей, точность воссоздания провинциального дворянского быта и социальных отношений, обличение определенных социальных обстоятельств, порождающих порочную практику людей позволило ряду исследователей увидеть в "Недоросле" черты просветительского реализма. В методе Фонвизина сильны и следы классицистического нормативизма: условное деление персонажей на отрицательных и положительных, черты резонерства в образе Стародума, наличие "говорящих" имей и др. И все же именно "Недоросль" открывал новый путь развития русской комедии, делая ее '"общественной", "'народной"; по этому пути пойдет Грибоедов в комедии "Горе от ума"', а опыт предшественников - Фонвизина и Грибоедова - поможет Гоголю в создании комедии "'Ревизор"'. По словам Белинского, "Недоросль", "Горе от ума" и '"Ревизор" в короткое время сделались народными драматическими пиесами".
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина