logo search
Введение в языкознание

39. Объективные и субъективные аспекты высказывания. Модус и диктум. Виды модальностей.

Существует 2 основные традиции в рассмотрении высказывания: высказывание может быть рассмотрено в динамике как процесс, а может быть рассмотрено в статике как результат речемыслительной деятельности человека. Рассмотрим 3 теории высказывания, принадлежащие французским лингвистам А.Кюльоли, О.Дюкро, Б.Потье (Костюшкина 2005).

Освальд Дюкро рассматривает высказывание в статическом аспекте. Лингвист выделяет в каждом высказывании 2 составляющих: 1) собственно лингвистическая составляющая - формальная оболочка для буквального смысла высказывания: Например, буквальный смысл, выражаемый лингвистической составляющей высказывания Половина двенадцатого, заключается в следующем: "Некто констатирует, что в данный момент часы показывают половину двенадцатого";2) прагматико-риторическая составляющая способствующая интерпретации высказывания путём помещения его в определённую ситуацию общения, коммуникативный контекст: например, проанализированное нами выше высказывание может быть в определённой ситуации общения (гости засиделись, а завтра - на работу) интерпретировано как предложение гостям отправиться домой или если ребёнок ещё не лёг спать, а ему завтра рано вставать - как предписание немедленно отправляться в кровать  и т.д.

О. Дюкро указывает на важность выделения в каждом высказывании смысла говорящего (какой цели хотел добиться говорящий данным актом речи) и смысла слушающего (как понял слушающий то, чего от него хотел говорящий).

Антуан Кюльоли рассматривает высказывание как процесс, акцентируя своё внимание на том, что происходит в различных психических и психо-физиологических структурах человеческого организма, когда порождается высказывание. А.Кюльоли выделяет 3 основных этапа: 1) этап общего построения мысли, содержания будущего высказывания - в сознании говорящего образуется так называемый лексис, трёхчастная схема "подлежащее - сказуемое - дополнение": например, мальчик - есть - яблоко; 2) этап предикативного отношения: выделяется главный признак, вокруг которого будет построено высказывание (мальчик ест яблоко/мальчик съел яблоко/ мальчик поел яблок/ мальчик будет есть яблоко/ яблоко съедено мальчиком и т.д.); 3) этап коммуникативного отношения: говорящий оформляет высказывание таким образом, чтобы выразить своё отношение к сообщаемому, чтобы высказывание было уместным и легко интерпретируемым (Я считаю, что мальчику нужно съесть яблоко. Чтобы сейчас же мальчик поел яблок!).

Бернар Потье выделяет 5 этапов построения высказывания: 1) построение аналитической схемы будущего высказывания (о каком фрагменте, объекте, субъекте окружающего мира будет идти речь); 2) выбор лексем для выражения содержания будущего высказывания; 3) предикативный выбор (аналогично подобному этапу у А.Кюльоли); 4) этап фрастической иерархии, кода говорящий выбирает семантическую и синтаксическую доминанты предложения: например, предикативные схемы Петр прошёл по мосту и Он заметил Жана могут быть соединены в высказывании по-разному - Пётр прошёл по мосту и увидел Жана; Пётр шёл по мосту, когда увидел Жана).

Как становится очевидно из приведённого очень краткого обзора точек зрения на природу высказывания, во всяком высказывании можно выделить некое "объективное" содержание (то, о чём хотел сказать говорящий) и его субъективную "подачу" (то как это хотел сказать говорящий). Для обозначения данных двух аспектов высказывания в лингвистике имеются специальные термины - модус и диктум.

Диктум (от лат.dictum – «сказанное») обозначает то, о чём говорится в предложении-высказывании: событие, факт, сообщаемый в нём. Синонимическим термином для слова диктум является термин пропозиция.     Модус (от лат. modus – «образ действия, способ») выражает способ представления действительности – отношение описываемого факта к действительности и отношение говорящего к сообщению.

Тип отношения говорящего к сообщаемому, имеющий регулярные способы выражения в каком-либо языке, называется модальностью. Выделяют несколько видов модальностей: алетическая (модальность объективной возможности), эпистемическая (модальность знания), деонтическая (модальность долженствования).Для каждой из модальностей можно выделить ряд маркеров - языковых единиц, указывающих с наибольшей степенью вероятности именно на данную модальность: алетическая - необходимо, возможно, невозможно ; эпистемическая - достоверно, вероятно, исключено; деонтическая - обязательно, разрешено, запрещено. Например: Возможно, пойдёт дождь (алетич. м-ть); Чтобы он мог украсть идею - исключено (эпистемич. мод-ть); Купаться запрещено! (деонтич. мод-ть).