21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первые образцов комической оперы, жанра небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пенке с разговорной речью. Она выводила на сиену представителей 'низших" классов - крестьян и ремесленников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым демократическим зрителем. Крестьянская жизнь изображается в комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов. В репертуаре появляются произведения, представляющие жизнь крестьян в идиллических тонах, далеких от реальной действительности (В.И.Майков "Деревенский праздник, или увенчанная добродетель"). Им противостоит опера, насыщенная элементами народности и социальной сатиры, рисующая бесправие, подневольное состояние крестьянства. Таковы "Несчастье от кареты" Я.Б. Княжнина, «Розана и Любим" Н.П. Николева, "Кофейница" И.А. Крылова.
Первым образцом оригинальной комической оперы стала "Анюта" М.И. Попова, сюжет которой построен на русском бытовом материале. В последней трети века продолжают развиваться и традиции сумароковского классицизма. С особой наглядностью эта тенденция проявилась в жанре классической трагедии, самом подходящем для выражения гражданских чувств. Яркими образцами русской тираноборческой трагедии XVIII века явились "Сорена и "Замир" Николева и в особенности «Вадим Новгородский" Княжнина. Во второй половине 1780-х годов Екатерина II пишет ряд произведений: она обличает масонство в комедиях "Обманщик", "Обольщенный", 'Шаман Сибирской", стремится дискредитировать тираноборческие тенденции в "Историческом представлении из жизни Рюрика". Один из эпизодов последней пьесы должен был увеличить торжество принципа самодержавия - он рассказывал о восстании Вадима против Рюрика, разоблачая саму мысль о восстании. Указанную Екатериной тему подхватил Княжнин. В основу конфликта трагедии "Вадим Новгородский" им было положено столкновение монархических и республиканских идей, воплощенных в образах Рурика и Вадима. Рурик в изображении Княжнина является идеальным "просвещенным" монархом, давшим Новгороду благоденствие. На борьбу с Вадимом его толкает не личная корысть, а "честь". Для Вадима же Рурик тиран только потому, что он монарх. Его гражданским идеалом является древняя новгородская вольность - герой не ищет власти для себя, он хочет возвратить народу свободу. Народ же, выступая в роли судии, просит Рурика и впредь владеть им. И все же дух Вадима остается несломленным, и моральную победу одерживает именно он.
'Вадим Новгородский" Княжнина написан с соблюдением основных правил драматургии классицизма, однако пьесу отмечает сложность постановки и разрешения вопроса трагического, что послужило причиной различных толкований ее идейного смысла. Екатерина I! увидела в "Вадиме Новгородском"' опасную и антиправительственную тему. Сенат вынес решение сжечь книгу публично. "Новгородская" тема звучит в XVIII веке не только в трагедии Княжнина. Она поднимается Радищевым в "Путешествии из Петербурга в Москву"". Карамзиным и повести "Марфа Посадница, или покорение Новгорода". Во всех перечисленных произведениях исторический сюжет явился основой для решения политических проблем современности, в связи с этим необходимо осмыслить причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII века. Эта литературная традиция нашла свое продолжение я произведениях русских классиков XIX столетия тема вольного Новгорода стала одной из основных тем поэтов-декабристов, к ней обращается Пушкин и Лермонтов.
Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса В.В. Капниста "Ябеда" (закончена в 1793-1794 гг., поставлена в 1798), принадлежащая, по словам Белинского, к исторически важным явлениям русской литературы, как смелое и решительное нападение на крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество прежнего времени. Тема ''Ябеды" - произвол бюрократического аппарата. Все судейские чиновники, - от председателя судебной палаты до ее секретаря - мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В конце комедии порок наказывается, но все ее действие проникнуто мыслью о неизбежности судебного произвола, так что торжество добродетели носит условный характер. Это было очевидно для Павла, на годы правления которого пришлось появление "Ябеды" а печати и на сиене, полому после четырех представлений пьеса была запрещена "Ябеда" написана по всем правилам классицизма, но от комедий подобного рода она отличается тем, что в ней нет центрального отрицательного характера: ее героем является суд, судебные порядки. Это не столько комедия, сколько социальная сатира, в которой больше страшного, чем смешного.
Показательна и драматургическая деятельность П.А. Плавильщикова в плане требований создания русской самобытной драматургии на национальной основе. Плавильщиков решительно выступал против правил драматургии классицизма - трагедия "Ермак" (1803) написана им прозой, без соблюдения единств на национально-историческом сюжете. В комедийном наследстве Плавильщикова выделяются комедии-драмы ''Бобыль'" (1790) и "Сиделец" (1803). Поэзия последней трети XVIII века Участники кружка Хераскова, выступившие на рубеже 1760-х голов, продолжают разрабатывать традиционные жанры классицизма - в жанре торжественной оды они следуют традициям Ломоносова, в жанре трагедии - Сумарокова, хотя не чужды им и такие жанры, как комическая опера, нравоучительная притча, дидактическая поэма, мещанская слезная драма. Однако особенно значительными их достижения были в жанрах интимной лирической поэзии, в жанре героической эпопеи, в жанре бурлескной и сказочной поэмы. Последняя треть XVIII века отмечена процессом демократизации литературного сознания, что проявилось в интересе деятелей культуры к традициям национального фольклора. Влияние народнопоэтической стихии особенно сказалось на жанрах басни и комической бурлескной поэмы, лучшие образцы которой принадлежат В.И. Майкову и И.Ф. Богдановичу.
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина