5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, нет данных об учебниках риторики. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. В древнерусском красноречии преобладают два жанра: учительное "Поучение" и торжественное хвалебное "Слово". "Поучение" имеет целью формирование идеалов, воспитание человеческой души, а "Слово" трактует высокие и общие темы: духовные, политические, государственные.
В.П.Вомперский отмечает формирование 4 ареалов, в которых создавались первые отечественные ранние риторики:
Северо-восточная и центральная Россия с центрами в Вологде (Кирилло-Белозерский монастырь), Ростове Великом, позднее в Москве. Именно в границах этого ареала дошла до нас самая ранняя "Риторика" Макария (1617-1619), который был новгородским митрополитом.
В 1699 году появляется "Риторика" М.И.Усачева, что связано со вторым ареалом: северо-западным -- Новгород и монастыри вокруг него.
Северный ареал сформировался позднее -- к началу 18 века. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве. Этот ареал располагался на юго-западе: Киев с Киево-Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения этого ареала написаны на латинском, иногда на польском языках.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Выдающийся деятель российского просвещения, языковед и литературовед, поборник развития самобытной русской науки. Большое значение имела разработанная ученым теория трех "штилей", разрабатывающая языковые правила для высокого, посредственного и низкого стилей. М.В.Ломоносов написал первые риторики на русском языке: краткую (1743) и пространную (1748). Это были первые общедоступные руководства по красноречию. Само определение риторики традиционно: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению".
В Риторике выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. М.В.Ломоносов изложил немало новаторских идей: о взаимоотношении русского и церковно-славянского языков, о классификации стилей, о проблеме языкового мастерства оратора. Академик В.В.Виноградов писал: "Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания".
- 1.Риторика как наука, искусство, научный предмет.
- 2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
- 3. Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
- 4.Школа риторики в древней Греции
- 5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
- 6.Риторика в России 19в.
- 7.Риторика в России в 20 в
- 8. Роды и виды красноречия
- 9. Навыки оратора. Этапы подготовки выступления
- 10. Риторика в Др. Риме
- 11. Инвенция(диспозиция)
- 12. Изобразительно-выразительные средства публичной речи
- 13. Приемы привлечения внимания аудитории
- 14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
- 15. Невербальные средства общения
- 16. Культура полемической речи. Виды споров
- 17.Формально-логические законы
- 18. Структура и виды доказательств, логические ошибки
- 19. Классификация доводов
- 20. Полемические приемы
- 21. Нечестные уловки. Недопустимые уловки
- 22. Психологические уловки
- 23. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Культура спора
- 24. Классификация вопросов и ответов