Речевосприятие (3 час.).
4.1. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. А. Потебня). Признаки, свойственные восприятию любого объекта: восприятие как сложная, перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность; стратегии восприятия: от части к целому («снизу вверх») и от целого к части («сверху вниз»), доминирование одной из стратегий в различных типах речевых ситуаций; понятие апперцепции и ее роль в процессе восприятия; понятие психологической установки и ее роль в процессе восприятия; активный характер процесса восприятия. 4.2. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное отражение действительности. Понятие разной глубины восприятия («понимание речи» и «понимание действительности», разный уровень глубины «понимания речи»). Специфика восприятия устной речи (понятие неполного и неточного акустического сигнала; дискретность устной речи; проблема членения речевого континуума на слова). 4.3. Активность процесса восприятия речи (восприятие речи как процесс преобразования речевого сигнала). Факторы, определяющие степень встречной активности слушающего (избыточность текста, степень лексико-грамматической сложности текста, предварительные знания о предмете речи, ситуативные факторы). Прогнозирование в процессе восприятия речи. Виды прогнозирования (фонетическое, грамматическое и смысловое). Роль знаний языка и знаний о мире в разных видах прогнозирования. 4.4. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, определяющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимообусловленные характеристики, определяющие понимание текста. 4.5. Сравнительная характеристика механизмов восприятия и порождения речи. Вопрос о тождестве / различии механизмов восприятия и порождения речи.
-
Содержание
- Психолингвистика лекции
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики (3 час.).
- Основные понятия психолингвистики (3 час.).
- Речепроизводство (2 час.).
- Речевосприятие (3 час.).
- Развитие языковой способности в онтогенезе (4 час.).
- Мозг и речь (2 час.). (только для логопедов)
- Формы речи (1 час.).
- Практические занятия
- Невербальные средства общения
- Звук и смысл
- Обязательная:
- Диалогическая и монологическая речь
- Внутренняя и внешняя речь.
- Формирование внутренней речи в онтогенезе (не рассматривается на занятиях в группе бакалавров).
- Психолингвистический аспект словообразования
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Психолингвистика Обязательная литература Учебники
- Хрестоматия
- Научные издания
- Литература для обязательного конспектирования