3. Вклад Квинтилиана в риторику
Огромную важность приобрела в императорском Риме система воспитания и образования Квинтилиана, в том числе воспитания оратора. Чтобы стать хорошим оратором, необходимо иметь врожденные способности, которые нужно развивать специальным обучением и применять в гражданской сфере – административной и юридической. В формировании ораторских навыков важен фундамент, и его надо закладывать уже с малолетства, даже кормилицу нужно брать с хорошим произношением. Другим базовым элементом является полное общее образование, дающее оратору эрудицию и возможность решать в случае необходимости и профессиональные вопросы.
Квинтилиан обращает особое внимание на нравственное воспитание оратора. Риторика, по Квинтилиану, - это наука о том, как говорить хорошее (bene dicendi scentia), а говорить хорошее может только хороший человек. Вместе с тем он отмечает двуликость риторики, поскольку с ее помощью можно защищать и спасать преступников и вводить в обман порядочных людей. Но это не значит, что надо отказаться от риторики, ведь не будем же мы отказываться от пищи, даже если она часто является источником болезни.
Квинтилиан выделяет четыре «кирпичика», четыре основных компонента в подготовке оратора, которые не устарели и сегодня. К ним относятся хорошее знание теории риторики, анализ и осмысление классических образцов – подлинных речей выдающихся ораторов, непосредственное наблюдение за речевой практикой учителя, поскольку оратор рождается от оратора, и собственная практика в создании и произнесении речей, а также их анализ и критическая оценка.
Сущность риторики, по Квинтилиану, состоит в союзе мысли и слова. Квинтилиан выработал в римской риторике и сам алгоритм создания речи от замысла до произнесения, и структуру доказательной речи. В алгоритме он обозначил четыре этапа. На первом этапе оратор, выбирая тему, обращает внимание на ее практическую значимость, на втором – собирает материал, учитывая тему речи, на третьем - в соответствии с темой и задачами речи, а также с особенностями аудитории располагает аргументы, стилистически обрабатывает речь, пишет и заучивает наизусть речь, четвертый этап – это этап произнесения речи, на котором важная роль отводится дикции.
Современный исследователь Ю.Н. Рождественский считает важным вкладом Квинтилиана в теорию риторики его учение о частях речи. Он выделил восемь частей речи: 1) обращение к аудитории, 2) название темы, 3) повествование (то есть изложение истории вопроса), 4) описание (системное представление состояния дела), 5) доказательство (аргументация, обосновывающая решение), 6) опровержение (аргументация от противного), 7) воззвание (обращение к чувствам слушателей), 8) заключение.
Квинтилиан создал целостное учение, которое охватило и все важнейшие механизмы порождения речи, и основные этапы риторической подготовки ораторов. В дальнейшем оно углублялось и расширялось другими риторами, которые разрабатывали разделы элокуции, инвенции (теория общих мест), оратории и т.д.
- «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
- Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 2. Вклад Древнего Рима в формирование риторики
- 3. Вклад Квинтилиана в риторику
- 4. Роль м.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры
- Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I )
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- Речь по случаю открытия памятника а.С. Пушкину
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- Речь по случаю открытия памятника а.С. Пушкину
- 5. Задания для самостоятельной работы студентов:
- 6.Ориентировочная основа действия (оод) для срс
- Речь президента рф Владимира Владимировича Путина
- 7. Источники информации:
- 8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.
- Речь президента рф Владимира Владимировича Путина
- 3.2. Конкретные цели и задачи.
- 3.2.Конкретные цели и задачи.
- Речевой этикет