logo search
Риторика

4.2 Виды споров

Эристика выделяет несколько разновидностей споров по разным основаниям.  1. По цели, которую ставят перед собой участники спора:  а) Спор, участники которого стремятся выяснить истину, проверить какую-либо мысль, испытать ее обоснованность. В спорах такого рода нет места самолюбию, тщеславию участников. Все личное отходит в сторону, остается лишь искреннее стремление узнать на чьей стороне правда.  б) Спор с целью выработки общего мнения, достижения согласия, консенсуса. Такие споры часто встречаются в среде государственных или политических деятелей, в юридической практике.  в) Спор с целью навязать свое мнение оппоненту или слушателям.  г) Спор ради победы в интеллектуальном состязании. В Древней Греции такой вид спора предпочитали софисты, они спорили ради победы любой ценой и не гнушались никакими средствами при этом ( отсюда и название «софисты», поскольку пользовались софизмами- логическими уловками, т.е преднамеренными нарушениями логических правил с целью ввести в заблуждение оппонента и слушателей либо создать видимость победы в дискуссии).  д) Спор ради спора. Есть любители самого процесса спора, которых отличает, как писал русский логик С. Поварнин, особый "зуд к спору".  2. По количеству участников споры делятся на: а) простой спор (это спор двух человек).  б) сложный спор включает в себя более двух участников: в словесное состязание вступают команды, представители которых поочередно берут слово.   3. По условиям, в которых проходит спор, они делятся на: а) спор в присутствии слушателей (публичный спор).  б) спор тет-а-тет, без слушателей.  4. По форме споры делятся на устные и письменные.

Устный спор часто бывает очень эмоциональным процессом.  Письменный спор, как правило, содержит меньше эмоций, отличается глубиной и основательностью рассмотрения вопроса. Письменный спор не ограничен ни в пространстве, ни во времени. Примером такого спора может быть знаменитая переписка Гоголя с Белинским о судьбе России.

Спор должен отвечать также некоторым требованиям в части его содержания.

Условия рационального спора: 1. Должен существовать предмет спора - некоторая проблема или тема, к которой относятся утверждения участников спора.  2. Относительно предмета спора должна существовать реальная противоположность точек зрения сторон, т. е. оппоненты должны придерживаться противоположных убеждений по обсуждаемому вопросу. Необходимо установить пункты разногласия.  3. Необходима также некоторая общая основа спора, т. е. какие-то принципы, положения, убеждения, которые признаются, разделяются обеими сторонами. Если нет ни одного положения, с которым бы согласились обе стороны, то спор оказывается невозможным.  4. Требуется хотя бы какое-то знание о предмете спора: бессмысленно вступать в спор о том, о чем не имеешь ни малейшего представления.  5. Нужно уважать своего оппонента. С тем, кто не заслуживает уважения, не стоит спорить; если же вы вступаете в спор, то это означает, что вы признали в оппоненте личность, в некотором смысле не менее достойную, чем ваша собственная.

4.3 Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре.

 

                Лояльные приемы спора:

1. Инициатива. Следует с самого начала постараться захватить инициативу в споре: предложить свою формулировку спорного вопроса, зафиксировать пункт разногласия. Нападение есть лучшая защита. Захватив инициативу, нужно продолжать наступление: нападать на тезис и аргументы противника, направлять спор в нужную для вас сторону. Инициатива дает преимущество в споре.  2. Бремя доказывания. Огромное преимущество в споре получает тот, кому удается возложить бремя доказывания на оппонента, а самому занять позицию критика. Доказывать всегда труднее, чем разрушать доказательство.  3. Концентрация. Не следует распылять свое внимание и силы, нужно определить наиболее слабый пункт в аргументации противника и сконцентрироваться на нем.  4. Эффект внезапности. В споре не спешите выкладывать все свои аргументы сразу, приберегите что-нибудь к концу спора. Высказанный напоследок сильный аргумент - это внезапный удар, который может закончить спор в вашу пользу.  5. Бумеранг, или возвратный удар - довод противника обращается против него самого. Чрезвычайно эффективный прием.  6. Оттягивание возражения. Если противник привел сильный довод, на который пока непонятно, как ответить, не надо спешить признавать свое поражение. Нужно попробовать оттянуть ответ, поговорить о других аргументах противника, задать уточняющий вопрос, начать ответ издалека и т. д. Быть может, через некоторое время вам в голову придет достойный ответ. Но если, несмотря на «оттяжки», вы так и не сможете ответить на аргумент оппонента, тогда придется признать поражение.

Нелояльные приемы и аргументы

1. Подмена тезиса. Эта уловка имеет много разновидностей.  а) Опровержение какого -либо аргумента противника или обнаружение ошибки в доказательстве выдают за опровержение тезиса.  б) Расширение или сужение тезиса. Тезис оппонента стремятся максимально расширить, а свой тезис незаметно сузить.  в) Усиление или смягчение тезиса.  г) От сказанного с условием к сказанному безусловно. Мысль, которая выдвигается с известными оговорками или верная при определенных условиях, подменяется той же мыслью, но взятой без оговорок, высказываемой вообще.  2. Использование эмоционально окрашенных понятий.  Одно дело - просто сообщать информацию, и совсем другое - облекать ее в такие эмоциональные слова, которые несут какую-то оценку - позитивную или негативную. Сюда же относится так называемое "навешивание ярлыков". Рассмотрение по существу доводов противника подменяется их оценкой.  3. Повышение ставок. С помощью этой уловки пытаются  взять своего противника "на испуг". Например, вы делаете вид, что соглашаетесь с его утверждением, но при этом с самым суровым видом добавляете: "Хорошо, сделаем так, как ты говоришь, но учти - за все возможные последствия ты ответишь!" После этого ему поневоле захочется взять свое утверждение обратно.  4. Поспешное обобщение и чрезмерное преувеличение.  Если противник согласился с двумя-тремя примерами, можно приписать ему и согласие с общим положением. Например: "Вы согласны, что этот торговый работник - жулик?" - "Согласен". - "Ну вот, вы сами признали, что они там все жулики!" 5. Логическая диверсия. При угрозе поражения прибегают к следующему приему: резко меняют тему разговора, переходят на тему более знакомую, в которой чувствуют себя уверенно: "А не подойти ли нам к этому вопросу с другой стороны…" 6. «Уловка артиста» - выведение противника из психологического равновесия. Суть уловки проста: сказать человеку какую-нибудь неприятную вещь перед ответственным выступлением.  7. «Чтение в сердцах». Суть этой уловки состоит в том, что вместо того, чтобы разбирать доводы противника по существу, пытаются определить те тайные мотивы, по которым он их высказывает. Например: "Ты говоришь так из зависти!" 8. «Двойная бухгалтерия» (предвзятая интерпретация). Один и тот же аргумент признают истинным, когда это выгодно, и ложным, когда это невыгодно.  9. Аргумент к авторитету - ссылки на высказывания великих людей, которыми вы пытаетесь обосновать истинность своего тезиса или ложность тезиса противника. В принципе такие ссылки вполне допустимы, но когда вы уже доказали свой тезис и лишь подкрепляете его ссылкой на авторитет.  Другое дело, что ко всему надо подходить критически. Во-первых, и великие люди ошибались. Во-вторых, ссылка на истинное и авторитетное суждение будет правомочна тогда, когда она действительно имеет отношение к вашему тезису.  10. Аргумент к публике - обращение к слушателям с целью привлечь их на свою сторону и тем самым оказать психологическое давление на оппонента.  11. Аргумент к силе - угроза неприятными последствиями и, в частности, угроза прямого физического насилия. 12. Аргумент «к городовому» - апелляция к власти учреждения или государственных органов. Например: "А ты не боишься, что твоими рассуждениями могут заинтересоваться в ФСБ?" 13. Аргумент к жалости - возбуждение в оппоненте сочувствия в надежде на то, что он смягчится и не будет доводить спор до победного конца.  14. Аргумент к тщеславию - свой довод сопровождаем комплиментом в адрес оппонента: "Вы же умный, проницательный человек…" 15. Аргумент к невежеству - использование в споре таких фактов и положений, о которых ваш оппонент заведомо ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он не читал.  16. «Дамский» аргумент. Суть его состоит в следующем. В споре, желая защитить свое мнение, недобросовестный оппонент противопоставляет ему самое крайнее, самое нелепое из возможных мнений и приписывает его вам. Вы, конечно, его отвергаете, и тогда он делает вывод о том, что вы согласны с его мнением.  17. Аргумент к личности. Суть его состоит в том, что вместо разбора доводов противника переходят на обсуждение его личных особенностей - внешности, характера, поведения, т. е. переходят "на личности".

       

7 Запоминание и произнесение материала. Способы восстановления контакта Минимальные требования: говоритьс чувством (соответствие ораторских переживаний предмету речи),толком(понимание оратором произносимых им слов и смысла речи вообще),расстановкой(ясное произнесение всех слов).

Психофизиологические затруднения перед выступлением. Преодоление ораторского страха. Отказ от пищи за несколько часов до выступления. Держитесь уверенно! Самовнушение. Концентрация на содержании речи.

Энтузиазм как средство вызвать воодушевление.

Слова-паразиты.

Актерские средства оратора: выбор костюма, типа контакта с аудиторией.

Мимические ошибки: неподвижная маски или агрессивность на лице.

Три уровня жестикуляции и их соответствие эмоциональному напряжению оратора: верхний, средний и нижний.

Голосовые средства: громкость, отчетливость. Типы в голосоведении.

Основные характеристики речи: тональность, громкость, скорость.

Технические средства оратора: микрофон, трибуна, сцена и т.п.

Аудиовизуальные средства: магнитофон, эпидиаскоп, видеомагнитофон, слайды, плакаты.

Продолжительность речи, ее влияние на восприятие.

Установление контакта: заблаговременный (мистический), зрительный, приветствие, шутка, комплимент.

Способы восстановления контакта с аудиторией:

риторический вопрос,

прямое требование внимания,

пауза,

голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение, замедление речи, отчетливое произнесение некоторых слов, удлинение гласных, выделение отдельных слов и т п.),

прямой вопрос слушателю,

сообщение заранее, о чем пойдет дальше речь,

неожиданный перерыв в изложении,

пословицы поговорки, яркие образы, юмор; телодвижения, жесты...

Реакция на беспорядок в зале. Непредвиденные обстоятельства.