logo search
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Прокопович как теоретик языка и литературы

В трактатах '"Поэтика" и "Риторика'' Ф. Прокопович дал представле­ние о родах и видах литературного творчества и сформулировал ряд осно­вополагающих положений своей художественно-эстетической концепции. Прокопович отстаивает идею высокого гражданского искусства, воздающего "хвалы великим людям", рассказывающего "о тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил", наставляю­щего "и гражданина, и воина, как жить на родине и на чужбине", дающего уроки государственной мудрости самим правителям. Прокопович не ос­тавляет без внимания и вопросы специфики художественного творчества. Его заслугой в области теории искусства является разработка таких эсте­тических категорий, как подражание и вымысел. Художественный образ в представлении Прокоповича- выражение обобщенного, типического через конкретное, индивидуальное. Но при соблюдении всех рекомендаций ав­тора "Поэтики" почти невозможно наделить действующих лиц чертами своеобразной индивидуальности - побеждает явная тенденция к абстраги­рованию.

Прокопович дает жанровую классификацию драматургии, резко про­тивопоставляя комедию и трагедию по стилю и содержанию. Он вводит и "третий смешанный род" - трагикомедию, или "трагедокомедию"', в ко­торой '"остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ни­чтожнейшие действующие лица - с выдающимися''. Этот жанр был от­вергнут в русской драматургии эпохи классицизма. Сам же Прокопович написал свое единственное драматическое произведение именно в этом роде.

Вопрос разработки литературного языка был актуален на протяже­нии всего XV1I1 столетия. Прокопович тоже не остался в стороне от его решения. В ''Поэтике" даны основы учения о трех стилях, более подробно эта проблема освещается в '"Риторике".

Литературно-эстетические взгляды Прокоповича во многом подго­товили и эстетику, и практику будущего классицизма,