14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
Классический риторический канон видит на пути от мысли к речи пять этапов: изобретение (как изобрести, что сказать?), расположение (как расположить изобретенное?), украшение (как словесно оформить мысль, украсить словами?), запоминание, произнесение. Каждая речь — это проявление индивидуальности, чем крупнее фигура оратора, тем ярче проявляется эта индивидуальность.
- разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной.
Основная цель — информировать слушателей, т. е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря — сформировать стереотип поведения. Важный вопрос— оценка обстановки и состава слушателей. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории.
-Следующий этап — работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т. е. ее композиционно-стилистическое оформление. Текст речи может быть написан или “составлен в уме” на основе проработанных материалов, прошлых текстов или прошлого опыта.
-Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явления. К ним предъявляются также требования актуальности и убедительности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей слушателей. При подготовке к выступлению необходимо работать с разными источниками.
-Параллельно идет работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей речи.
Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, — репетиция. Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо обратить на технику произношения. Безусловно, имеет значение интонация.
Классическая риторика включает в себя следующие разделы:
1) инвенция – изобретение речи;
2) диспозиция – построение речи;
3) элокуция – украшение речи;
4) мемориа – запоминание речи;
5) акцио – произнесение речи.
Эти этапы работы над речью были выделены ещё в античные времена. Иначе это называется античный риторический канон – (канон – греч. правило), т. е. правила работы над речью.
Античный канон не потерял актуальности. В современной риторике добавился ещё один этап – анализ результатов выступления.
- 1.Риторика как наука, искусство, научный предмет.
- 2.Звучащая речь и ее особенности. (речевой аппарат, тренировка дыхания, дикция, интонация)
- 3. Требования к речи учителя. Гигиена голоса учителя
- 4.Школа риторики в древней Греции
- 5. Ранние риторики в России. Ломоносовский п-д
- 6.Риторика в России 19в.
- 7.Риторика в России в 20 в
- 8. Роды и виды красноречия
- 9. Навыки оратора. Этапы подготовки выступления
- 10. Риторика в Др. Риме
- 11. Инвенция(диспозиция)
- 12. Изобразительно-выразительные средства публичной речи
- 13. Приемы привлечения внимания аудитории
- 14. Этапы работы над речью. Меморио, акцио
- 15. Невербальные средства общения
- 16. Культура полемической речи. Виды споров
- 17.Формально-логические законы
- 18. Структура и виды доказательств, логические ошибки
- 19. Классификация доводов
- 20. Полемические приемы
- 21. Нечестные уловки. Недопустимые уловки
- 22. Психологические уловки
- 23. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Культура спора
- 24. Классификация вопросов и ответов