Деятельности по созданию русского литературного языка
Тредиаковский явился первым в России литератором-профессионалом. По нраву он считал себя первопроходцем российского стихосложения (смотреть раздел "'Реформа русского стихосложения"). На заседаниях переводческого собрания академии (которое он сам называл "Российским собранием"), Тредиаковский выступил с широкой программой упорядочения русского языка, создания ею литературной нормы. В предисловии к книге "Езда в остров любви'', названном им "К читателю"', он подчеркивает, что сделал свой перевод не книжным "словенским", а обычным разговорным языком, что представляет собой попытку образования литературного языка на живой разговорной основе.
За основу языковых преобразований Тредиаковский решил взять речь придворного круга, или "изрядной компании", призывая остерегаться, с одной стороны, "глубокословныя славенщизны», а с другой стороны - «подлого употребления'", т.е. речи народных низов. Но старославянский язык в то время еще не исчерпал своих возможностей, а "низкие" выражения были употребительны не только в "полном народе", но и в "изрядной компании'. Реальные преобразования на столь шаткой основе были невозможны. Тредиаковский привлек внимание к самой проблеме, а решать ее пришлось М.В. Ломоносову.
В середине своей поэтической деятельности Тредиаковский все же обращается как к отвергнутой им "глубокословной славенщизне", так и к демократической простонародной лексике. Однако синтеза книжной градинки и живой устой разговорной речи ему достигнуть не удалось — стихотворная речь Тредиаковского являла собой беспорядочную механическую смесь, что затрудняло понимание стихотворений. Стихи Тредиаковского требуют тщательной работы по выработке навыков их чтения в связи с многочисленными и ничем не оправданными инверсиями, искусственным соединением слов, запутанными конструкциями, присутствием лишних, засоряющих слов (сам он их называл "затычками" и предостерегал поэтов от употребления "пустых добавок") и немотивированных сочетаний архаизмов с просторечием. Благодаря вышеперечисленным особенностям стихи Тредиаковского стали удобным объектом для пародирования.
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Русский классицизм
- 6. Становление традиции стихотворной сатиры.
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- 13. Духовные оды Ломоносова
- 14. А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- 17. Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- 18. Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- 21. Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- 23 . Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- 24. Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- 26. Г.Р. Державин
- 25. "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- 27. Философские оды Державина
- 28. Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- 30. Русская проза 1760 - 1770-х годов
- 31. А.Н. Радищев
- 32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- 39 . И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- 40. Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- 34 . Творчество м.Н. Муравьева
- 35 Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- 35 Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина