logo search
УМК Ананьина

Тема 5. Жанры непрофессионального общения

Виды асинхронного межличностного общения и форматы их организации. Веб-форумы и гостевые книги: принципы иерахического построения, функции участников и способы маркировки виртуальных личностей участников. Нормы сетевого этикета применительно к форумам и доскам объявлений, методы контроля за их выполнением. Влияние асинхронности на поведение участников и на контент, который они размещают на форуме. Случаи жанровых гибридов: примеры объединения на одной технической платформе развлекательных жанров и информационных жанров.

Непрофессиональная коммуникация в реальном времени. Медийные и стилистико-языковые параметры чатов. Веб- и видеочаты (Skype), системы мгновенных сообщений. Феномен социальных сетей.

Контрольно-тестовые вопросы к модулю II

  1. Что такое «интерфейс жанра» и как это влияет на типологию интернет-дискурса? (4 балла)

  2. Назовите основные медийные параметры сетевого СМИ? (2 балла)

  3. Укажите жанровые характеристики блога. Приведите примеры различных видов блогов (в зависимости от тематики и медийных характеристик). (2 балла)

  4. Каким образом реализуется принцип интерактивности в сетевых СМИ? (2 балла)

  5. Что входит в концепцию образования 2.0? (4 балла)

  6. Какую функцию в первую очередь выполняет сетевая литература: коммуникативную, презентационную или эстетическую? Аргументируйте ответ. (4 балла)

  7. Дайте определение интерактивной литературы. (2 балла)

  8. Что такое социальная сеть? Назовите основные принципы ее построения. (4 балла)

  9. Какие виды синхронного общения существуют в интернет-дискурсе? (2 балла)

  10. Охарактеризуйте понятие «веб-форум» как вид асинхронного общения. (2 балла)

Критерии оценки:

28–26 баллов – «отлично»

25–22 баллов – «хорошо»

21–19 баллов – «удовлетворительно»

0–18 баллов – «неудовлетворительно»

Литература к модулю II

Василик М.А. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2003

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский словарь концепций и терминов. – М., Изд-во Моск. ун-та, 2004

Исследование аудитории: телевидение, Интернет. Материалы YII Международного конгресса НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания». – М.: Медиакомитет, 2004

Какорина Е.В. СМИ и интернет-коммуникация (интернет-форум как новый коммуникативно-речевой жанр)// Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX-XXI веков / Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН. – М.: Языки славянских культур, 2008.

Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити, 2005

Карымова М.Г. Гипертекст в философии постмодернизма // Вестник ТюмГУ. – Тюмень, 2002.

Карымова М.Г. Гипертекст и сетература в контексте культуры постмодернизма. (www.tmnlib.ru/DbFileHandler.axd?706)

Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004

Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997

Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна (http://www.netslova.ru/kornev/kornev.htm)

Кузьмин Д. Компьютер в ожидании писателей // Литературная Газета, 27.11.97 (http://www.imperium.lenin.ru/EOWN/eown5/dor-kuz/kuzmin.html).

Моргун Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: Автореф. дисс…. канд. филол. наук: 10.02.01 – Тюмень, 2002.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000

Сетевая словесность. Литературный Интернет журнал. (http://www.netslova.ru)

Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. М., 2004

Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. (http://www.philosophy.ru/library/eco/internet.html).