2.5 Синтаксис
Стилистические фигуры (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Они используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).
Изучение стилистических фигур имеет длительную историю (первые суждения относятся к эпохе античности). До недавнего времени они рассматривались преимущественно в учебно-дидактическом плане; в практических пособиях по риторике, стилистике и поэтике демонстрировались образцы фигурированной речи, взятые, как правило, из произведений далёкого прошлого; приводились разнообразные классификации (их насчитывали от 20 до 70). Соответствующие наставления исходили из предположения о том, что стилистические фигуры не более чем искусственные и внешние приёмы «украшения» речи, осваиваемые посредством подражания. С современной точки зрения, это обычные, «естественные» способы использования выразительных возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального стиля.
Углублённое изучение стилистических фигур предполагает объединение усилий различных специалистов: в первую очередь лингвистов, литературоведов, психологов.
В процессе исследования практического материала нами было установлено, что наиболее часто употребляются следующие синтаксические фигуры:
1. Авторская пунктуация - это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире.
Например. «Рожденный ползать — летать не может» (М.Горький). Автор подчеркивает противопоставление жизненных ценностей.
Любовь - главнее всех. Автор особо выделяет вторую часть предложения.
2. Анафора (единоначатие) - стилистический прием; повторение начальных частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления.
Например, на рис.??? одинаковое начало фразы (l’enfant) показывает, что ни чернокожий ребенок, ни ребенок со светлой кожей ничем друг от друга не отличаются. И цвет кожи ни в коем случае не является причиной для презрения, отвращения и угнетения со стороны других людей. Ведь во всех нас течет одна кровь. И она красного цвета, как говорит плакат. Таким образом, можно сказать, что анафора – это стилистический прием, который позволяет расставить дополнительные акценты на словах во фразах.
3. Эпифора - стилистический прием; повторение частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в конце предложения. Используется ДЛЯ усиления высказанной мысли, образа, явления. Рифма - разновидность эпифоры.Данный рисунок демонстрирует нам пример употребления эпифоры в текстах социальной рекламы. Он посвящен борьбе за чистоту окружающей среды. Иконический компонент тесно связан со слоганом. На картинке изображена фея, которая держит в руке волшебную палочку в виде веточки с зелеными листьями. Слоган гласит о том, что все зависит от наших волшебных палочек, то есть как бы говорит о том, что каждый из нас является волшебником и каждый из нас обязан внести свою лепту в судьбу планеты. Эпифорические сочетания (baguettes – planète, écocitoyenneté – priorité) позволяют, также как и в анафорических сочетаниях, расставить акценты и показать каким будет результат нашего совместного «волшебства».
Это еще один пример эпифоры в плакатных текстах. Он говорит о том, что любовь несовместима с насилием. И как путь решения проблемы – эпифорическое выражение «любить – значит уважать» (aimer – respecter).
5. Антитеза – стилистический прием, заключающийся в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.
6. Градация - стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому — прямая градация, от большого к малому - обратная градация).
Например.
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер
(Н.Заболоцкий «Творцы дорог».)
7. Инверсия (от лат. перестановка) - стилистический прием; нарушение последовательности речи, обратный порядок слов в предложении. Используется, чтобы передать эмоциональность, взволнованность речи, выразительность высказывания.
Например. Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
(М.Ю.Лермонтов «Парус».)
8. Парцелляция - стилистический прием; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова. Цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Например. Он встал. Медленно. Без слов. С горькой усмешкой. И ушел. Навсегда.
9. Полисидентон (многосоюзие) - риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий. Например. И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились, от такого горя!
10. Асидентон (бессоюзие) - риторическая фигура, состоящая в намеренном неиспользовании союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.
11. Композиционный стык - повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, заканчивающих его. Необходимо отличать от лексического повтора. Например. Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
13. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Риторические вопросы не требуют ответа. Часто предложения с риторическим вопросом бывают восклицательными по интонации (?!).
Например. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромскими разбойникам?» (А.С.Пушкин)
14. Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль, Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм). Например.
Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.
15. Неполные предложения (эллипсис), односоставные предложения - такое построение текста, при котором авторская речь становится более выразительной, яркой, эмоциональной, пафосной.
Например. Джоконда. Лепит людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги... «Ни одного мазка, - слышу я слова. - Нет мазков. Как живая».
20. Лексический, повтор - сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления. Например. Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
НЕ ПУТАТЬ С РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ - неоправданным повтором одного и того же слова и однокоренных слов в одном или рядом
21. К художественным средствам языка относятся:
- оценочная авторская лексика (Пушкин - это чудо!);
- цитирование;
- пословицы, поговорки, крылатые выражения;
- фразеологизмы.
- Введение
- 1 Общая характеристика плакатных текстов социальной рекламы
- 1.1 Понятие социальной рекламы
- 1.2 Функции социальной рекламы
- 1.2.2 Классификация типов социальной рекламы
- 1.3 Текстовые особенности плакатного текста социальной рекламы
- Глава 2. Стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы.
- 2.2 Роль лексических единиц в создании стилистического эффекта
- 2.2.1 Метафора
- 2.2.2 Метонимия
- 2.2.3 Синекдоха
- 2.2.3 Олицетворение
- 2.2.5 Эпитет
- 2.2.6 Гипербола и литота
- 2.3 Использование фразеологизмов
- 2.4 Фонетические особенности
- 2.5 Синтаксис