logo search
Vvedenie_v_yazykoznanie

Планы и методические указания по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям используются материалы лекций и учебников, включённых в обязательный минимум. Одновременно студенту рекомендуется обращаться к статьям лингвистического энциклопедического словаря (названия статей приводятся в разделе «Организация самостоятельной работы). Практические задания выполняются после чтения и конспектирования рекомендованных учебников. Для успешного освоения учебной программы особенно полезно не ограничиваться изучением одного-двух учебников, а знакомиться с разными авторами и точками зрения, сравнивая их и размышляя над ними.

Неделя1

Вводное занятие. Из истории лингвистики.

  1. Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока.

  2. Греко-римская языковедческая традиция.

  3. Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения.

  4. Языкознание 19 века.

  5. Языкознание первой трети 20 века.

  6. Языкознание второй трети 20 века.

  7. Языкознание последней трети 20 века.

  8. Что унаследовало языкознание 21 века?

Для подготовки к занятию следует использовать учебник И.П. Сусова (далее: ИПС)

«Введение в языкознание», глава 1.

Задание: Соотнесите приводимые в списке имена с датами жизни и этнической принадлежностью; выучите их.

Дионисий Фракиец, Аполлоний Дискол, Марк Аврелий Варрон, Элий Донат, Присциан, Антуан Арно, Клод Лансло, Расмус Раск, Франц Бопп, Якоб Гримм, Александр Христофорович Востоков, Август Шлейхер, Георг Курциус, Филипп Фёдорович Фортунатов, Вильгельм фон Гумбольдт, Фридрих и Август Шлегели, Эдвард Сепир, Джозеф Гринберг, Соломон Давидович Кацнельсон, Хайман Штейнталь, Александр Афанасьевич Потебня, Герман Пауль, Хуго Шухардт, Карл Фосслер, Антуан Мейе, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, Николай Вячеславович Крушевский, Фердинанд де Соссюр, Отто Есперсен, Наум Хомский, Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Вадим Борисович Касевич, Александр Александрович Реформатский, Люсьен Теньер, Леонард Блумфилд.

Неделя 2

Язык и коммуникация.

1.Язык – важнейшее средство человеческого общения.

2. Общение языковое и неязыковое.

3. Биокоммуникация.

4. Специфика человеческого вербального общения.

5. Искусственные системы общения.

6. Функции языка.

«Введение в языкознание» Ю.С. Маслова (далее: ЮСМ): сс. 4-10; ИПС: сс. 29-51.

Неделя 3

Язык, речь, речевая деятельность.

1. Язык. Речь. Речевая деятельность.

2. В каком виде существует язык?

3. Речевой акт.

4. Языковая система.

5. Инвентарь и грамматика.

6. Как создаётся владение языком?

7. Языковая компетенция.

8. Языковое употребление.

9. Языковой материал. Тексты.

ЮСМ: сс. 10-14; ИПС: сс. 63-75.

Неделя 4

Взаимоотношения языка и мышления.

  1. Язык и сознание.

  2. Язык и мышление.

  3. Вербальное и невербальное мышление.

  4. Картина мира.

  5. Языковая картина мира.

  6. Языковые и логические категории.

ЮСМ: сс. 14-16; ИПС: сс. 45-51.

Неделя 5

Взаимоотношения языка и общества.

1.Язык и общество.

2. Происхождение языка.

3. Территориальное и социальное варьирование языка.

4. Литературный язык.

5. Подъязыки.

6. Стилистические различия в языке.

ЮСМ: сс. 16-23.

Неделя 6

Язык как система знаков.

  1. Язык – своеобразная знаковая система.

  2. Знаковые ситуации.

  3. Свойства знаков.

  4. Знаковая природа различных языковых единиц.

ЮСМ: сс. 24-32; ИПС: сс. 53-59.

Неделя 7

Фонетика.

  1. Фонетика- наука о звуковом материале языка.

  2. Аспекты изучения звуков речи.

  3. Акустические свойства звуков.

  4. Биологический аспект звуков речи.

  5. Классификация звуков.

  6. Звуковые процессы.

  7. Фонология – наука о звуках в системе языка.

ЮСМ: сс. 33-44; ИПС: сс. 221-246.

Задачи и упражнения:

Лев Рафаилович Зиндер (далее: ЛРЗ): Введение в языкознание. Сборник задач. Задачи 155-159; 186-196.

Серафима Ивановна Калабина (далее СИК): Практикум по курсу «Введение в языкознание». Задания на сс. 11-21 (для изучающих русский язык).

Неделя 8

Фонема и фонемный анализ.

  1. Фонема.

  2. Функции фонем.

  3. Дифференциальные и интегральные признаки.

  4. Варианты фонем.

  5. Фонологические оппозиции.

  6. Чередование фонем.

  7. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

ЮСМ: сс. 44-66; ИПС: 246-253.

Практические задания: СИК: сс. 21-33 (для изучающих русский язык); ЛРЗ: 107-110, 135-148.

Неделя 9

Слог и просодические явления языка.

  1. Слог.

  2. Теории слога.

  3. Силлабема.

  4. Просодические явления языка.

  5. Словесное ударение.

  6. Фразовая интонация.

ЮСМ: сс. 66-84 и 213-220; ИПС: сс. 253-274.

Практические задания: СИК: сс. 33-37; ЛРЗ: 197-225.

Неделя 10

Лексическое значение слова.

1. Слово- основная номинативная единица языка.

2. Слово в системе языка и в употреблении.

3. Лексема – аллолексема – лекса.

4. Лексическое значение.

5. Концептуальное ядро лексического значения.

6. Понятие денотата, сигнификата, десигната.

7. Значимость.

ЮСМ: сс. 85-96; ИПС: 102-115.

Практические задания: СИК: сс. 85-88; ЛРЗ: 754-773.

Неделя 11

Системные связи в лексике.

  1. Системные связи между значениями слов.

  2. Семантические поля.

  3. Компонентный анализ значения.

  4. Семная структура слова.

  5. Сема. Семема.

ЮСМ: сс. 96-99, 102-116; ИПС: 115-129.

Практические задания: СИК: сс. 89-102; ЛРФ: 854-870.

Неделя 12

Гипотеза лингвистической относительности. Фразеология. Лексикография.

  1. Значение слов и различие между языками.

  2. Гипотеза лингвистической относительности.

  3. Ближайшее и дальнейшее значение слов.

  4. Фоновое значение.

  5. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы.

  6. Лексикография.

ЮСМ: сс. 99-102, 116-120, 120-124; ИПС: сс. 102-134.

Практические задания: СИК: сс. 85-88, 110-111; ЛРФ: 1007-1024.

Неделя 13

Грамматическое значение.

  1. Предмет грамматики.

  2. Грамматическое значение.

  3. Формальный показатель.

  4. Грамматические способы.

  5. Понятийные и грамматические категории.

  6. Сравнение грамматических категорий разных языков.

  7. Типы грамматических категорий.

  8. Граммема. Сложнозначность граммем.

ЮСМ: сс. 125-131.

Практические задания: СИК: сс. 52-62; ЛРЗ: 482-502.

Неделя 14

Морфема и морфемный анализ.

  1. Морфология.

  2. Морфема.

  3. Типы морфем.

  4. Части речи.

  5. Конверсия.

  6. Транспозиция.

ЮСМ: сс. 131-167; ИПС: сс. 180-220.

Практические задания: СИК: сс. 45-52, 62-67; ЛРЗ: 309-328, 429-432.

Неделя 15

Синтаксис.

  1. Синтаксис. Синтаксическая связь.

  2. Подчинительная связь.

  3. Типы синтагм.

  4. Предикативная связь.

  5. Синтаксические функции.

ЮСМ: сс. 167-179; ИПС: 134-144.

Практические задания: СИК: сс. 67-71; ЛРФ: 569-602.

Неделя 16

Предложение.

  1. Формальная и содержательная сторона предложения.

  2. Семантика предложения.

  3. Грамматическая структура простого предложения.

  4. Актанты. Сирконстанты. Атрибуты.

  5. Предикативность.

  6. Модальность.

  7. Коммуникативная структура предложения.

ЮСМ: сс. 167-185; ИПС: сс. 144-179.

Практические задания: СИК: 71-85; ЛРФ: 725-753.

Неделя 17

Историческое развитие языков.

  1. Проблема происхождения языка.

  2. Исторические изменения в словарном составе.

  3. Исторические изменения в грамматическом строе.

  4. Исторические изменения в звуковой стороне языка.

  5. Звуковой закон.

ЮСМ: сс. 186-220.

Практические задания: СИК: сс. 8-11.

Неделя 18

Сравнительно-историческое и типологическое языкознание.

  1. Принципы классификации языков.

  2. Генеалогическая классификация языков.

  3. Понятие праязыка.

  4. Генеалогическое древо.

  5. Основные семьи и ветви языков.

  6. Типологическая классификация языков.

  7. Фонологическая, морфологическая и синтаксическая типология.

ЮСМ: сс. 221-237; ИПС: 275-324.

Практические задания: СИК: сс. 5-8; ЛРЗ: 1039-1044.

Неделя 19

Язык и письмо.

  1. Этапы в истории письма.

  2. Алфавит.

  3. Графика.

  4. Орфография.

  5. Транскрипция и транслитерация.

ЮСМ: сс. 238-262; ИПС: сс. 345-380.

Практические задания: СИК: сс. 40-44; ЛРЗ: 22-70.