logo search
Аббревиация как способ словообразования во французском языке (на материале языка современной прессы)

Выводы

Заключение

  • Список литературы
  • Список словарей
  • Список источников фактического материала
  • Приложения
  • Введение

    Данная работа посвящена исследованию образования и использования аббревиатур в современном французском языке на примере печатных изданий. На наш взгляд, это тема актуальна, так как словарь постоянно пополняется новыми словами, а, следовательно, и сокращениями, что и позволяет оставаться языку живым. Анализ типов аббревиаций и принципов использования сокращений в языке вызывает растущий интерес современных зарубежных и отечественных лингвистов.

    Французский язык обладает сложной и многообразной системой словообразовательных средств. Для каждой части речи используются определенные, характерные только для нее способы словообразования. Новые лексические единицы создаются при помощи средств всех уровней языка - фонетического, морфемного, лексико-семантического и синтаксического. Иногда используется несколько различных способов одновременно.

    Основная цель исследования состоит в описании видов сокращений и выявлении специфики их использования на материале языка современной прессы.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:

    1. выявление специфики аббревиации как одного из способов словообразования в современном французском языке;

    2. выделение основных типов аббревиаций;

    3. описание особенностей каждого из типов;

    4. описание функций аббревиатур;

    5. выявление специфики использования аббревиатур в современной французской прессе.

    Предметом исследования являются аббревиатуры, используемые во французских печатных изданиях.

    Объектом исследования является специфика использования аббревиатур в языке современной прессы.

    В данном исследовании нами были использованы следующие методы исследования:

    метод контекстуального анализа;

    классификационный метод;

    метод количественного анализа.

    При написании данной дипломной работы нами было исследовано100 страниц из французских печатных изданий и выявлено 102 примера аббревиатур.

    ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования аббревиации во французском языке

    1. Понятие словообразования во французском языке

    Понятие словообразования неразрывно связано с понятием слова. Между тем, в лингвистике пока еще нет однозначной трактовки этого понятия. Например, М.Н. Петерсон считал, что "слово - это такое простое понятие, которому нельзя дать логического определения, а поэтому приходится удовольствоваться простым указанием или описанием" [цит. по: Ракитина 2007: 11].

    Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и т.п. Основное назначение лексической единицы [далее - ЛЕ] - функция наименования, номинации. Каждое новое явление, открытие в науке, изобретение тех или иных машин, транспортных средств, лекарств, предметов домашнего обихода - все это получает свои наименования, при этом либо создаются новые слова и словосочетания, либо используются прежние слова в новом значении.

    Новые слова создаются не только под влиянием изменений в окружающей действительности (экстралингвистические факторы), зачастую они создаются под влиянием внутриязыковых факторов, как, например, служебные слова и частицы.

    Изменения в лексике языка выражаются кроме того в старении и исчезновении из употребления слов, что также обусловливается экстралингвистическими и внутриязыковыми факторами.

    Для создания новых ЛЕ в языке используются разные способы словообразования.

    Что касается самого термина "словообразование", ученые пока не пришли к его единому определению.

    Так, например, А.И. Смирницкий считает, что понятие "словообразование" может трактоваться двояко: в узком смысле это факт появления нового слова (допустим, от ранее существовавшего в языке слова А, например, porte, образуется слово Б, например portier). В более широком автор определяет это понятие как наличие в языке соответствующего исторического периода словообразовательных типов, характеризующихся определенным отношением, при котором слово А, более простое по структуре, по своему звучанию и значению, выступает как исходное, а слово Б, более сложное по структуре, как производное от него [цит. по: Ракитина 2007: 12].

    Авторы пособия по французской лексикологии Щелок Е.А. и Комаров Д.В. рассматривают иную трактовку словообразования. Они видят свою задачу, подобно Н.Д. Арутюновой и Н.М. Шанскому, "в изучении живых, закономерных типизированных способов создания новых слов на базе существующих в языке элементов, их структуры, семантико-словообразовательных отношений между ними и изучении системы словообразования в целом" [Щелок 1970: 146].

    Д.Э. Розенталь в своем "Словаре-справочнике лингвистических терминов" дает два определения термина "словообразование":

    1. Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.2. Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке [Розенталь 1976: 468].

    Е.С. Кубрякова также дает несколько определений рассматриваемого термина:

    "1) процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ с аффиксами, соединение нескольких основ, перевод основ из одного класса в другой, чередования в составе основы и др.; вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связанностью с исходной единицей. Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.

    2) Учение о том, "как делаются слова", по какой модели они построены и какой единицей мотивированы (словом, словосочетанием); раздел языкознания, изучающий производные как в синхронии, так и в диахронии, в разных аспектах их возникновения и функционирования, например с точки зрения их продуктивности или непродуктивности, употребительности в разных стилях речи и т.п." [Кубрякова 1965: 257].

    Е.С. Кубрякова отмечает, что на различных этапах истории науки в языке "словообразование считали либо частью лексикологии, либо частью грамматики наравне с морфологией и синтаксисом, либо относили к морфологии. Чаще словообразование рассматривается как самостоятельная лингвистическая (ономасиологическая) дисциплина. Словообразование устанавливает и описывает структуру и значение производных, их компоненты, основные приёмы и средства деривации, модели производных и их классификацию; изучает группировки производных в словообразовательные ряды и гнёзда, словообразовательные значения и категории; выясняет принципы устройства и организации словообразовательной системы в целом. Словообразование в языке противопоставляется словоизменению и формообразованию" [Там же].

    Отметим, что среди всех вышеизложенных определений выделяется одно, признаваемое всеми исследователями: словообразование - это образование новых слов.

    К самым основным и наиболее продуктивным способам словообразования относятся следующие:

    1) Суффиксация: новая ЛЕ возникает в результате добавления суффикса к определенной основе: franche-ment, accиs-sible.

    2) Префиксация: новая ЛЕ возникает в результате добавления префикса к исходному слову: re-venir.

    3) Конверсия: новое слово образуется путем перехода исходной ЛЕ в другую часть речи: pйriodique - la pйriodique.

    4) Сложение - это способ образования новой ЛЕ из двух отдельных слов: jupe-culotte.

    5) Аббревиация - способ словообразования на базе сочетания слов или (реже) одного слова путем сокращения исходных слов: URSS, ONU, hebdo.

    Различные исследования показывают, что аббревиация считается одним из самых широко распространенных и продуктивных способов словообразования в современном французском языке.

    2. Аббревиация во французском языке

    Для обозначения сокращенных слов во французской лингвистике существует термин labrйviation. Лингвисты пока не пришли к единой трактовке этого понятия. Рассмотрим несколько его определений.

    В.И. Даль в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" дает следующее понятие:

    "АББРЕВИАЦИЯ, аббревиатура - сокращение, укорочение и пропуски в письме; означение слов начальными буквами, вязью, условными знаками" [Даль 1978: 39].

    "Аббревиатура - сокращение, употребляемое в письме, в устной речи, напр. АТС (автоматическая телефонная станция)" [Словарь иностранных слов 1964: 9].

    Ракитина Н.Н. в своей диссертации, посвященной функционированию аббревиатур в политическом дискурсе так определяет термин "аббревиация": "Аббревиация - это процесс создания единиц вторичной номинации со статусом слова, который состоит в усечении любых линейных частей источника мотивации и который приводит в результате к появлению такого слова, которое по своей форме отражает какую-либо часть или части компонентов исходной мотивирующей единицы. Результативная единица такого процесса называется аббревиатурой, или аббревиатурной единицей" [Ракитина 2007: 8].

    В 1971 г. Le Grand Larousse de la langue franзaise определяет термин labrйviation следующим образом:

    "1) Suppression dune partie dun mot, dune expression: autobus donne bus;

    2) Groupe de letters auquel sont reduits un mot compose, une expression abrйgйe: U. S. A. est l abbreviation de "United States of America" [цит. по: Doppagne 2007: 64].

    В 1982 году le Grand Dictionnaire encyclopйdique Larousse уточняет значение термина:

    "Rйduction graphique dun mot ou dune suite de mots; mot, suite de letters ou letters resultant de cette reduction: labrйviation de "kilogramme" est "kilo"" [Там же].

    1.1 Типы аббревиации в современном французском языке

    Во французском языке, так же как и в русском, очень распространено сокращение слов, преимущественно существительных, причем сокращение производится различными способами.

    В современном французском языке обычно выделяют три основных способа сокращений слов: усечение (франц. термин "troncation": mйtйo от mйtйorologie), образование инициальных слов (франц. Siglaison: R. F. A. от Rйpublique Fйdйrale dAllemagne) и композитные аббревиатуры (le tйlescopage). Количество сокращений и способы их образования меняются в зависимости от характера коммуникации и от стиля речи.

    1.1.1 Усечение/Troncation

    Термин "troncation" определяется следующим образом: "On appelle troncation un procйdй dabrйviation courant dans la langue parlйe et consistant а supprimer les syllabes finales dun mot polysyllabique; les syllabes supprimйes peuvent correspondre а un morphиme dans une radio (radiographie), mais les coupures se produisent le plus souvent arbitrairement aprиs la deuxiиme syllabe frigo (frigorifique) [цит. по: Doppagne 2007: 85].

    Усечение может быть двух видов: апокопа и афереза. По степени продуктивности лидирует апокопа - сокращение конечного слога (или слогов) без прибавления суффиксов. Характерной особенностью такого способа образования является то, что сокращение проходит здесь не по морфологическому принципу, т.е. не связано с морфологической границей слова. Более того, на первый взгляд может показаться, что, создавая такие сокращения, язык сознательно избегает морфологического членения слова - в большинстве случаев граница сокращения проходит внутри корня (exposition>expo).

    Сокращению подвергаются многосложные слова, чаще всего созданные путем так называемого книжного словосложения: cinйmatographe > cinйma > cinй, tйlйvision > tйlй. Кроме этого, сокращаются любые "длинные" слова: impermйable > imper, йcologiste > йcolo. Поскольку граница усечения часто проходит по интерфиксу -о-, он выделился в отдельный суффикс и оформляет "опрощенное" слово: dictionnaire > dico, traduction > trado. "Dans la langue populaire, la troncation saccompagne parfois de laddition de la voyelle - o: un prolo (prolйtaire), un apйro (apйritif)" [Doppagne 2007: 85].

    Кроме существительных усечению подвергаются прилагательные и наречия, иногда с преобразованием усеченной формы, например: anar (chiste), extra (ordinaire).

    Гораздо реже наблюдается афереза, т.е. усечение первой корневой морфемы сложного слова: bus (autobus), car (autocar) - или начала слова: pitaine (capitaine), ricain (Amйricain).

    Наибольшее количество усеченных слов встречается в профессиональных говорах и арго. Например, студенческий, школьный арго: bac (calaurйat), labo (ratoire) и др.

    1.1.2 Инициальные слова/Siglaison

    Термин la siglaison определяется следующим образом:

    "On appele sigle la lettre initiale ou le groupe de letteres initiales constituant labrйviation de cеrtains mots… Les sigles peuvent entrer en composition avec des chiffres: II CV (II chevaux-vapeur)" [Doppagne 2007: 84]

    Это один из ранних способов словообразования: так, французский язык заимствовал инициальные слова, например, из латыни: NB - nota bene, P. S. - post scriptum. В средневековый период возникли собственные сокращения: S. M. - Sa Majestй. S. A. R. - Son Altesse Royale. Эти пополнения словарного состава получили в современном языке такое распространение, что вошло уже в обычай описывать их в ряду других видов словообразования.

    И это неудивительно: разворачивая газету или открывая журнал, мы сразу же сталкиваемся со словами, которые лингвисты именуют sigles или mots mutilйs. Такие слова встречаются не только в прессе, но и в книгах, и в справочниках, на чертежах и картах, в технической документации и т.п. Они широко используются в языке рекламы, постоянно вторгаются в бытовую речь. Их отражает язык художественной литературы. Они прокладывают себе путь и в нормативные словари.

    Инициальные слова чрезвычайно распространены в современном французском языке, причем их распространение связано как с общей тенденцией к "экономии усилий", так и с модой. "Le sigle deviant un signe de notre civilisation: toute sociйtй, toute enterprise, toute йquipe sportive, la moindre association met un point dhonneur а se forger un sigle et а se faire connaоtre par lui. Le sigle acquiert valeur lйgale et peut кtre protйgй au mкme titre quune marque de produit" [Doppagne 2007: 83].

    По способу произнесения в речи инициальные слова подразделяются на два вида:

    Первые произносятся как алфавитные названия начальных букв слов, например: la C. G. T. (cegete) (Confйdйration Gйnйrale du Travail), le C. N. R. S. (ceeneres) (Centre National des Recherches Scientifiques).

    Вторые произносятся слитно (слоговое произношение): lO. N. U. (Organisation des Nations Unies). Их называют акронимами. Слитное произношение иногда отражается на письме, тогда акроним принимает форму обычного слова - имени собственного, начальная буква которого - прописная: lOnu (O. N. U), lOtan (O. T. A. N. - Organisation du Traitй de lAtlantique Nord).

    Обе разновидности инициальных слов могут давать производные, хотя, конечно, более способными к словопроизводству оказываются акронимы. Например: C. G. T. - cйgйtiste, O. N. U. - onusien, E. N. A. (Ecole Nationale dAdministration) - йnerque, H. L. M. (habitation а Loyer Modйrй) - hachйlйmisation.

    Инициальные слова имеют большое распространение в современном французском языке, причем используются как в письменной речи, в основном в языке газет и журналов, так и в устной речи. В 1968 г. в Москве был издан Словарь сокращений французского языка Э.Г. Баранчева и др., который включает более 27000 единиц, многие из которых уже ушли из языка, потому что представляют очень подвижный пласт лексики. Зато появились многие другие, которые, быть может, также не просуществуют долго.

    Одни инициальные слова понятны только узкому кругу лиц, например: le D. A. L. F. (Diplфme Approfondi de Langue Franзaise), la C.I. S. L. (Confйdйration Internationale des Syndicats Libres). Другие употребляются повсеместно, особенно в средствах массовой коммуникации, такие как O. N. U., R. P. R. (Rassemblement Pour la Rйpublique), P. S. (Parti Socialiste). Иногда носитель языка, прекрасно понимая смысл инициального слова, не может расшифровать значение каждой буквы, т.е. воспринимает сокращение как слово, не имеющее внутренней формы.

    В XX веке пришла мода сокращать имена известных людей, находящихся в центре внимания. Например, актрисы Бриджит Бордо и Клаудиа Кардинале постоянно именовались В.В. (Brigitte Bardot) и С.С. (Claudia Cardinale). Отметим также прочно вошедшие в устную форму языка C. V. (curriculum vitae), S. D. F. (Sans domicile fixe) и др.

    Инициальные слова могут состоять из двух и более букв. В их корпусе, существующем в данный момент во французском языке, насчитывается двухбуквенных сокращений - 7%, трехбуквенных - 46%, четырехбуквенных - 32%, остальное приходится на сокращения сочетаний более чем четырех слов. В устной речи больше половины употреблений падает на трехбуквенные сокращения - 52% [Когут 2008: 12].

    Следует обратить внимание на то, что между усечением и образованием инициальных слов наблюдается одно принципиальное различие: усечение возникает, прежде всего, в устной речи, это упрощение трудно или долго произносимого слова. Для инициальных слов первична письменная форма, т.е. книжная речь, и только потом они входят в устный обиход.

    1.1.3 Композитная аббревиация/Le tйlescopage

    Сокращению подвергаются не только отдельные слова, но и словосочетания, и в этом случае можно уже с полным правом говорить о возникновении новых слов. Одним из способов сокращения словосочетаний является сложение начальных слогов, входящих в сочетание отдельных слов, или композитная аббревиация (le tйlйscopage).

    Термин "le tйlescopage" определяется следующим образом: "cest la formation des mots а laide de labrиgement des syllables dun ou de plusieurs mots dont ils sont composйs: positron = positif + йlectron. On voit des mots tйlescopes dans les textes de tous les styles" [Doppagne 2007: 67].

    Так, из ранних образований этого типа можно привести boul Mich - Boulevard St. Michel (известный бульвар в Латинском квартале Парижа, где сосредоточены высшие учебные заведения и живет студенчество), sous-off m - sous-officier (унтер-офицер); более новые: Vel dHiv (Vйlodrome dHiver - обычное место митингов и собраний), bataf (bataillon dAfrique).

    Структура подобных аббревиатур может быть различной:

    1) начальный элемент первого слова + второе слово: piйton + route = piйtoroute;

    2) начальные элементы первого и второго слов: Vйlodrome dHiver = Vel dHiv;

    3) начальный элемент первого слова и конечный элемент второго слова: stagnation + inflation = stagflation.

    По замечанию Л.Ф. Каховской, "составляющие аббревиатуру элементы не обладают собственным значением. Они являются произвольными усечениями компонентов исходного словосочетания" [цит. по: Теркулов 2008: 20], т.е. элементы композитной аббревиатуры могут иметь лексическое значение только в составе аббревиатуры, но не отдельно от нее.

    1.2 Определение термина дискурс

    Изучению дискурса посвящено множество исследований, авторы которых трактуют это явление в столь различных научных системах, что само понятие "дискурс" стало шире понятия "язык" [Карасик 2002: 271]. Как, например, считает Ворожбитова А.А., "дискурс есть поток речевого поведения (вербального, акустического, жестово-мимического, пространственного)" [Ворожбитова 2003: 18]. Автор также считает, что термин "дискурс" предпочтительнее использовать при анализе диалога и полилога, вообще живой речи, продуцируемой в устной форме, а также при рассмотрении текста в широком социокультурном и психолингвистическом контексте - текста как продукта речевой деятельности [Там же]. Такая трактовка вытекает из самого определения дискурса, предлагаемого, например, В.Н. Ярцевой в "Большом энциклопедическом словаре. Языкознание", где дискурс определяется как "связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное, социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс - это речь, "погруженная в жизнь". Поэтому термин "дискурс", в отличие от термина "текст", не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно" [Ярцева 1998: 136].

    В.И. Карасик выделяет несколько подходов к пониманию дискурса, которые приводят к разным определениям данного термина. В рамках коммуникативного подхода дискурс определяется как:

    а) вербальное общение, речь, употребление языка;

    б) диалог, беседа;

    в) речь с позиции говорящего;

    г) единство регулярно-коллективного и творчески индивидуального начал речи.

    При структурно-синтаксическом подходе дискурс понимается как:

    а) фрагмент текста;

    б) развернутый смысл текста в сознании получателя информации.

    В структурно-стилистическом понимании дискурс определен как:

    а) нетекстовая организация разговорной речи, характеризующаяся нечетким делением на части, ассоциативностью, спонтанностью и контекстностью.

    При социально-прагматическом подходе дискурс понимается как:

    а) текст, погруженный в ситуацию общения, в жизнь;

    б) социально ограниченный или идеологически ангажированный тип высказываний, что дает на выходе, например, феминистский дискурс;

    в) особый язык в языке, выражающий особую ментальность и реализованный в своих собственных текстах [Карасик 2002: 282].

    Г.А. Орлов рассматривает дискурс как категорию естественной речи, материализуемой в виде устного или письменного речевого произведения, относительно завершённого в смысловом и структурном отношении, длина которого потенциально вариативна: от синтагматической цепи свыше отдельного высказывания (предложения) до содержательно цельного произведения (рассказа, беседы, описания, инструкции, лекции и т.п.) [Орлов 1991].

    По мнению Эмиля Бенвениста существенной чертой дискурса, понимаемого им в широком смысле, является также соотнесение дискурса с конкретными участниками акта, то есть говорящим и слушающим, а также с коммуникативным намерением говорящего каким-либо образом воздействовать на слушателя.

    Структуру разговорного дискурса составляет ряд этапов (вступление в речевой контакт, выдвижение инициальной темы разговора и ее ратификация, смена ролей в ходе коммуникативного акта, смена темы разговора, выход из коммуникативного акта), каждый из которых обусловлен комплексом внешних и внутренних факторов [Бенвенист 2002: 350].

    Как считает В.Г. Борботько, дискурс есть текст, но такой, который состоит из коммуникативных единиц языка - предложений и их объединений в более крупные единства, находящиеся в непрерывной смысловой связи, что позволяет воспринимать его как цельное образование [Борботько 1989: 176].

    С позиций социолингвистики дискурс - это общение людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе или применительно к той или иной типичной речеповеденческой ситуации, например, институциональное общение.

    Во французском языке слово discours и его производное discursif первоначально употреблялись чаще, чем texte: в XVI в. - примерно в три раза, а вплоть до конца XVIII в. - в два раза. В начале XIX в. слово texte начинают употреблять все чаще, и постепенно - примерно к середине XIX в. - texte начинает лидировать, употребляясь в художественной литературе примерно в полтора раза чаще, чем discours; однако в текстах по гуманитарным дисциплинам по-прежнему, пусть и с небольшим отрывом, лидирует discours. С начала XX в. texte прочно завоевывает свои позиции, употребляясь примерно в два раза чаще своего соперника.

    Наиболее типичное современное значение термина discours - "речь перед собранием людей" ("dйveloppement oratoire fait devant une rйunion de personnes"). Часто можно встретить такие словосочетания, в которых при переводе на русский язык употребляется речь: discours inaugural `инаугурационная речь, discours de clфture `речь при закрытии, discours du trфne `тронная речь, les discours dune campagne йlectorale `предвыборные речи, discours de rйception `приветственная речь. Иногда - "выступление": discours-programme dun ministre `программное выступление министра.

    В качестве "слов, выражающих мысль" discours упоминается с 1613 г. и употребляется до сих пор: Cest la suite du discours qui fit seulement comprendre (…) que, par un procйdй oratoire habile, le Pиre avait donnй en une seule fois (…) le thиme de son prкche entier [цит. по: Демьянков 2005: 42]. В таких случаях словосочетанию suite du discours в русском языке соответствует ход мысли (а выражение хода мысли, более близкое к оригиналу, звучит непривычно). Русскому части речи соответствует французское les parties du discours, то есть, собственно, "части мысли, выражаемой словами".

    С начала XX в. discours получает распространение в качестве термина филологов как синоним для французского же parole. Discours употребляют, чтобы сказать: "В данном случае я говорю о речи, но не в смысле Ф. де Соссюра". Типичны такие словосочетания: occurrence dun mot en discours, discours rapportй, direct, indirect. Соответственно, analyse de (du) discours употребляют там, где по-русски употребляют `исследование разговорной речи.

    Производное discursif начинает более или менее часто употребляться в художественной и особенно философской литературе (в значении "излагающий мысль, четко, логично и шаг за шагом выводя одно положение из другого" - в противоположность "интуитивным скачкам") на рубеже XVIII-XIX вв. Иногда discursif значит "прямолинейный, без отклонений от магистральной линии изложения", например: Ce rйcit tout linйaire (je veux dire: sans йpaisseur), uniquement discursif [цит. по: Демьянков 2005: 44].

    По замечанию В.З. Демьянкова далеко не всегда discursif характеризует неодушевленную сущность: иногда это прилагательное по переносу характеризует человека, соответствуя русскому "обладающий легким пером, легко создающий дискурсы или глубокомысленный".

    На границе XIX и XX вв. в сочинениях философов, социологов и этнографов прилагательное это достигает пика популярности, особенно в следующих словосочетаниях: opйrations discursives, raison discursive, pensйe discursive, procйdйs discursifs, nйcessitй discursive, connaissance discursive, reprйsentation discursive.

    Существенным, на взгляд В.И. Карасика, является противопоставление личностно-ориентированного и статусно-ориентированного дискурса. В первом случае в общении участвуют коммуниканты, хорошо знающие друг друга, раскрывающие друг другу свой внутренний мир, во втором случае общение сводится к диалогу представителей той или иной социальной группы [Карасик 2002: 277]. Личностный дискурс представлен двумя основными разновидностями - бытовой и бытийный дискурс. Статусно-ориентированный дискурс представляет собой институциональное общение, т.е. речевое взаимодействие представителей социальных групп или институтов друг с другом, с людьми, реализующими свои статусно-ролевые возможности в рамках сложившихся общественных институтов, число которых определяется потребностями общества на конкретном этапе его развития [Там же].

    Применительно к современному социуму В.И. Карасик выделяет политический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный виды институционального дискурса [Карасик 2002: 279].