3. Характеристика глаголов звучания
В настоящее время значительно возрос интерес к изучению лексико-семантических групп внутри глагола, т.к. “семантическая структура глагола более емкая и гибкая, чем у всех других грамматических категорий.” [3,335]. Появился ряд научных исследований посвященных различным глагольным группам.
Человек живет в сложном мире звуков. “Звук – быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органами слуха, все порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, все вызывающее слуховые ощущения”.
Глаголы звучания выделяются на основе единого семантического признака “издавать, производить звук”. В эту группу входят глаголы типа: греметь, щелкать, брякать, скрипеть, шелестеть, стучать, мяукать, лаять, свистеть, шипеть и аналогичные им.
Своеобразия звучания в первую очередь заключается в характеристики его с точки зрения степени громкости. Эта характеристика несколько своеобразна. С одной стороны, все глаголы данной группы способны передавать звучание различной степени громкости в сочетании с наречиями тихо – громко и их синонимами. С другой стороны, многие глаголы уже в своей семантике заключают эту характеристику: шипеть, журчать, тявкать, жужжать, мурлыкать; бахать, греметь, грохать, реветь, трубить, рокотать.
Звуковые колебания могут совершаться с различной частотой. В прямой зависимости от этого находится частота звука.
Представляется возможным ввести такую характеристику (по высоте) применительно к этим глаголам, несмотря на то, что обладать ею способны не все из них: рычать, ворчать, реветь, мычать, гудеть, пиликать, скрипеть, пищать.
Характер звучания может быть исследован по учете временного фактора, так, протяженность во времени является необходимым условием образования звуков. Особый интерес с этой точки зрения представляет ритмичный рисунок звучания, повторяемость и монотонность: тикать, булькать, дзинькать, звякать, цокать, щелкать, чавкать, квакать, хрюкать, чирикать, тявкать, жужжать, стрекотать, мычать, реветь, дребезжать, журчать, шелестеть, и другие.
Звук действует на наши органы чувств, вызывает ощущения, которые приятны и неприятны для слуха. Эта особенность находит свое выражение в потенциальной, внутренней коннотации глаголов звучания, в их значении присутствует оценочно-экспессивный момент:
- положительная оценка, звучание, приятное для слуха: щебетать, ворковать, журчать;
- отрицательная оценка, звучание, неприятное для слуха (подавляющее большинство глаголов): визжать, греметь, скрежетать, сипеть, лязгать, тарахтеть, грохотать, громыхать, грохать, и другие.
Коннотативный момент особенно ярко проявляется при переносном употребление: Раз при мне две молодые дамы приехали в один дом и начали квакать: “Как это не стыдно!... Как это не стыдно!” ( Писемский “В водовороте”). – Гули, гули! – хрипло зарычал старик Яков. – Я вот ей покажу “гули, гули”! (Гайдар “Судьба барабанщика”).
Итак, характер звучания может быть определен с разных позиций: с точки зрения степени громкости, высоты звука, ритмического рисунка, коннотативного фактора. Для каждого слова характерна своеобразная комбинация этих компонентов, наличие доминирующего семантического признака, что и определяет своеобразие звучания. При переносном употреблении этот доминирующий признак, как правило, становится определяющим.
В качестве переферийных сем компоненты звуковой семантики входят в значении глаголов самых различных семантических классов: глаголов речи, глаголов движения, глаголов действия и других. Собственно глаголы звучания делятся по своему денотативному содержанию на три основных группы:
1. глаголы, характеризующие звучание неживых предметов;
2. глаголы, характеризующие звуки, издаваемые живыми существами (кроме человека);
3. глаголы, характеризующие звуки, издаваемые человеком.
Общая характеристика:
Самой общей семантикой обладают глаголы, обозначающие звучание вообще, независимо от источника звука: звучать, шуметь, раздаваться, разноситься и подобные им. Все эти глаголы выступают обычно в качестве предикатов при каких-либо названиях звуков (при словах звук, голос, песня, речь, слово, стон, звон, гром, выстрел), не указывая обычно ни на источник звуков, ни на их казуатора, например: звучит песня, голос ее дрожал, раздался выстрел. Одно из них просто указывает на распространение звуков: раздаваться (раздаться), разноситься (разнестись), другие характеризуют тот или иной способ их распространения, указывают на характер звучания: промчаться, грянуть, “раздаться внезапно с силой”, дрожать, трепетать, дребезжать, трястись (переносное, разговорное) “звучать прерывисто, неровно, нестойно”, жужжать “звучать монотонно (о гуле голосов, шуме толпы)”, идея наполнения какого-то пространства звуками, доступными для восприятия, передается глаголом оглашать (огласить) и его конверсивом оглашаться (огласиться): Звуки огласили всю степь – Вся степь огласилась звуками. В этом значении метонимически могут употребляться и некоторые глаголы звучания, например: Лес звучал, степень звена. Их сходный гшлагол ЗВУЧАТЬ (прозвучать) обозначает процесс звучание сенкритично не расчленяя его на составные компоненты, а его фразеологические эквиваленты издавать звук и испускать звук подчеркивают непроизвольность возникновения звука. Глаголы ОТДАВАТЬСЯ, давать, (дать) отзвук и резонировать указывают на второй источник звучания (резонатор) отражающий звуковые волны первого источника.
Группа глаголов звучания чрезвычайно разнообразна в семантическом отношении, что обуславливается в первую очередь производителем звучания.
При учете производителя того или иного звучания глаголы данной группы распадаются на три большие группы:
-
Глаголы звучания, производимого предметом. Послышалось, как задребезжало в его дрожащих руках, стуча о зубы, горлышко бутылки, как забулькало в ней жидкость. (Куприн “На покое”). Женское платье ПРОШУРШАЛО слегка. (Тургенев “Новь”). Телега ЗАГРОХОТАЛА на дощатом мостике (Бубенков “Белая береза”).
-
Глаголы звучания, издаваемые живым существом. Эта группа распадается на следующие подгруппы:
-
глаголы звучания, издаваемые птицами;
-
глаголы звучания, издаваемые насекомыми;
-
глаголы звучания, издаваемые животными.
В эту теплую ночь все лягушки тихонько УРЧАЛИ, и даже те УРЧАЛИ, кто был недоволен судьбой… (Пришвин “Лесная капель”). Утки, ПОКРЯКИВАЯ, раскачиваясь, плелись к речке, поблескивающей из-за верб (Серафимович “Колечко”). СЛЫШАЛОСЬ иногда, как густым басом ГУДИТ, пролетая где-то очень близко, невидимый жук…(Куприн “Одиночество”). Всадники ДРАЛИ коняг плетью, пинали каблуками, НУКАЛИ, ТПРУКАЛИ, кони ХРАПЕЛИ, крутились, плясали на дыбах (Шишков “Угрюм-река”). [5, 5]
III. Глаголы звучания, издаваемого человеком.
Итак, группа глаголов звучания объединяет в себе глаголы, характеризующие самые разнообразные звуки. Это определяет наличие более мелких группировок в зависимости от производителя звучания, в результате чего имеем глаголы звучания неживой и глаголы звучания живой природы.
Среди глаголов первого типа возможно выделение ряда микрогрупп в зависимости от способа воспроизведения звуков (удары, трение), от своеобразия среды, в результате колебания возникает звук (твердые, жидкие и газообразные вещества).
Каждая из микрогрупп обладает своими семантическими особенностями, что ярко проявляется при переносном употреблении.
Можно отметить следующие наиболее существенные особенности глаголов звучания:
-
Глаголы звучания ассоциативно очень тесно связаны глаголами слухового восприятия: звук – это то, что слышится. В ряде случаев они могут функционировать как речевые синонимы, т.е. обозначать одну и ту же речевую ситуацию, например: Прозвучал выстрел – Раздался выстрел – Послышался выстрел, Гремит гром – Слышатся раскаты грома, Где-то далеко звучит колокольчик – Откуда-то слышится звон колокольчика.
-
Употребляясь в переносных значениях; глаголы звучания перекрещиваются с целым рядом других семантических полей. С глаголами речи, с глаголами движения (перемещения, бросания, падения), с глаголами действия и некоторыми другими. Такую метафоризацию можно назвать внешней по отношению к данному классу. В пределах собственного поля глаголы звучания тоже нередко употребляются метафорически или метонимически (внутренняя метафоризация). Например, глаголы обозначающие звучание не живых предметов, употребляются в функции глаголов обозначающих звуки живых существ (звенеть, греметь, щелкать…) и наоборот (стрекотать, выть, жужжать…); глаголы обозначающие звуки животных, используются для характеристики звуков человека (реветь, рычать, мычать, ржать…) и наоборот (лепетать, лопотать…).
-
Многие глаголы звучания (звучать, шуметь, гудеть, петь, разноситься, радоваться…) нейтральны (обычно следствии расширения своего значения) к некоторым рассмотренным выше оппозициям, лежащим в основе их семантической дифференциации.
-
Наиболее продуктивными глагольно-именными перифразами глаголов звучания являются сочетания типа: издавать звук (шум, шипение, грохот, писк…), производить звук (шум, грохот…), испускать звук (писк, визг…).
-
Глаголы звучания активно сочетаются со многими приставками, но имеется и ряд ограничений на эту сочетаемость. Например, с приставками –ПРО и –ПО, выражающими определенную или неопределенную ограниченность во времени, а так же с начинательной приставкой – ЗА сочетаются семантические все глаголы звучания (если не считать глаголы звучания (если не считать глголов со значением прекращения звучания – типа глохнуть: формы ПРОГЛОХНУТЬ и ПОГЛОХНУТЬ невозможны, а форма ЗАГЛОХНУТЬ выражает лишь значение совершенного вида). С приставкой –ОТ семантически могут сочетаться тоже все глаголы звучания, но практически формы ОТБРЯКАТЬ, ОТЧАВКАТЬ почти не употребляются из-за нетипичности соответствующих им ситуаций.
- Функции глаголов звучания в художественных текстах для детей
- Лексико-Семантические Группы глаголов в русском языке
- 2. Глаголы звучания в русском языке
- 3. Характеристика глаголов звучания
- 3. Глаголы, характеризующие речь человека и их употребление в произведениях детской художественной литературе
- 4. Литература