2. Глаголы звучания в русском языке
В последнее время особый интерес исследователей-лингвистов вызывает лексика, характеризующая процессы внешнего воздействия окружающей среды на человека. О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря пяти внешним органам чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для описания данных ощущений в языке имеются специальные лексические единицы. Значительное место в данной группе занимают глагольные лексемы, передающие процесс звучания. Психологи отмечают, что за последние полвека у человека сформировалась качественно новая акустическая среда. Человек XX в. слышит не только звук грома, шелест листьев и шум дождя — его окружает целый мир новых звуков, рожденных современной цивилизацией. В связи с этим, у лингвиста возникает вопрос: какое воздействие оказало изменение условий жизни человека на его язык?
Анализ синтагматических связей глаголов звучания показал, что наиболее характерной в плане сочетаемости является модель «существительное + глагол». Позицию субъекта занимают существительные, которые называют различные источники звука (человек, животное, различные предметы). Например: птицы щебетали, человек кричал, ключи звенели. В данном случае глаголы звучания выступают в прямом значении «издавать, производить звуки». Сочетаемость всех слов, входящих в рассматриваемую лексико-семантическую группу, с существительными, обозначающими какой-либо источник звука, основана на общем значении глаголов звучания, т. е. архисеме. Однако лексическая сочетаемость может быть обусловлена не только значением всей лексико-семантической группы (ЛСГ), но и индивидуальным значением конкретного слова. В этом случае выбор сочетающихся слов зависит от определенного семантического компонента в структуре значения данного глагола. Например, глаголы кричать, реветь, горланить, рычать предполагают источник звука — «голос», что позволяет им сочетаться с существительными, обозначающими живые существа. Но в зависимости от наличия / отсутствия дифференциальной конкретизации источника звука, глаголы сочетаются с разным кругом подобных слов. Глагол кричать вступает в сочетания со словами — названиями людей, зверей, птиц и земноводных. Например: Зинка закричала как ошпаренная, бросила щипцы и выбежала в коридор. (Можаев): Иногда дикие гуси садятся на воду и кричат. (Паустовский); Только один беленький кудрявый ягненок кричал надрываясь. (Троепольский); Жабы кричали жалобно, и сумерки одевали профессора. (Булгаков). Глагол реветь сочетается с названиями человека и зверей: Внезапно Остап заревел... (Ильф, Петров); Медведь взревел. (Ян); глагол горланить — с обозначениями птиц: Только разве петух на ферме спросонья прогорланит... (Троепольский), а глагол рычать — только со словами, называющими зверей: Медведица поднялась на задние лапы и зарычала. (Чернов). Еще более ограниченной, а подчас индивидуальной сочетаемостью обладают глаголы, обозначающие звуки, издаваемые конкретным живым существом. Глагол хрюкать сочетается с существительным свинья, ржать — лошадь, мычать — корова, глагол чирикать обычно вступал в сочетания со словом воробей, куковать — кукушка и т. д. Например: В дальнем краю хутора промычала корова. (Шолохов); Неустанно куковала в бору кукушка. (Пришвин).
Аналогичным образом происходит выбор существительного в сочетаниях с глаголами, называющими «предмет» как источник звука. Глаголы звенеть, брякать, бренчать, дребезжать по источнику звука предполагают «предметы, сделанные из металла, стекла», глаголы бряцать, скрежетать — «из металла». Например: Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда. (Горький). Отдельную группу представляют собой глаголы, обозначающую «водный» источник звука (булькать, журчать, плескать): В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода. (Казанцев).
Для глаголов звучания, помимо субъективней сочетаемости, характерна сочетаемость с зависимыми словами (наречиями, существительными в косвенных падежах). Анализ обстоятельственных распространителей глаголов звучания позволяет выделить три группы сочетаний: 1) сочетания глаголов звучания со словами, характеризующими физические свойства звука (силу, громкость, высоту, длительность, тембр): Тихо зашуршала солома под , ногами. (Шолохов); Серые, тощие, изогнувшись в три погибели, сверкая голодными глазами, протяжно воют волки. (Шишков); 2) сочетания, характеризующие звучание с эмоционально-оценочной стороны: Знатоки вопили от восторга. (Куприн); С вечера грохотал свирепо гром. (Мазаев). 3) Сочетания глаголов звучания с зависимыми словами, которые указывает на место и время действия: Где-то далеко внизу звенели бубенчики овечьего стада (Штильмарк); В это время тягуче скрипнула дверь сеновала. (Шолохов).
Обратим внимание, что обстоятельственные распространители при глаголах звучания в двух последних группах характеризуют аспекты практически любого процесса.
Таковы синтагматические связи ЛСГ глаголов звучания в их прямом первичном значении. Однако анализ сочетаемостных возможностей слов данной группы не может быть полным, если не будут рассмотрены производные значения глаголов звучания. Среди вторичных значений следует выделить такие, которые включают в себя звук как дополнительный компонент. К ним мы относим следующие основные значения глаголов звучания: «издавать звуки, выражая горе» («плакать»); «издавать звуки, выражая радость, веселье», («смеяться»); «говорить»; «ругать»/«ругаться»; «петь». Другую большую группу образуют производные значения глаголов звучания, которые обозначают какие-либо действия, сопровождающиеся звуками: «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какие-либо звуки»; «ударять»; «играть на музыкальном инструменте»; «перемещаться» и др.
Рассмотрим возможности сочетаемости глаголов звучания в переносных значениях с другими словами.
Значение «издавать звуки, выражая горе» глаголы звучания приобретают в сочетаниях с существительными, называющими человека (существительные в предложении занимают позицию субъекта). Данное значение развивается у глаголов кричать, выть, вопить, голосить, реветь, скулить, пищать и др., т. е. у слов, имеющих в своем составе дифференциальную сему «голос» как источник звука. Например: Зина немедленно заревела, распустив губы. (Булгаков). Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. По темным хатам выли бабы. (А. Н. Толстой).
Сочетаемость с другими словами, которые зависят от глагола, в основном, совпадает с сочетаемостью, характерной для глаголов звучания в прямом значении. Но есть особенности сочетаемости, отличные у глаголов в прямом и производном значениях. Такой особенностью сочетаемости является, например, употребление глагола звучания со значением «плакать» с наречием навзрыд: Тут оба кума принялись всхлипывать навзрыд. (Гоголь). Сравнивая сочетаемость глаголов звучания в прямом значении и производном можно отметить: 1) сужение субъекта действия (в производном значении глаголы сочетаются с существительными — наименованиями людей); 2) появление специфических зависимых слов.
Глаголы звучания со значением «смеяться» (ржать, гоготать) ведут себя аналогичным образом в субъектной сочетаемости, и в сочетаниях со словами, характеризующими эмоционально-оценочную сторону звучания, и в сочетаниях со словами — обозначениями места и времени: Мы бросаемся вслед за ним и гогочем от удовольствия. (Полторацкий); Парни громко, во все горло заржали. (Шолохов).
У многих исследователей особый интерес вызывают глаголы звучания со значением «говорить». Практически все глаголы звучания могут быть использованы для обозначения человеческой речи. При этом большая часть слов этой группы не только указывает на особенности звучания человеческой речи, но и оценивает ее, причем обычно отрицательно. На значение говорения в сочетаемости глаголов звучания с другими словами указывают определенные формы, которые характерны собственно для глаголов речи. Прежде всего, к ним относятся случаи объектной сочетаемости, а именно: 1) способность вводить прямую речь: «Ну, конец света пришел»,- гудел басом старик. (Раковский); 2) способность сочетаться с косвенной речью — придаточным изъяснительным предложением: Он крикнул, чтоб отпрягли лошадей, и пошел к свату. (Шолохов); 3) способность присоединять различные предложно-падежные формы (существительное в винительном падеже с предлогом про или существительное в предложном падеже с предлогом о: Он прошипел дьявольским голосом о конце владычества красных. (Белых, Пантелеев).
Кроме того, поскольку процесс говорения предполагает несколько участников, то возможна сочетаемость глаголов звучания со словами, указывающими на адресат речи: «Каков мерзавец? А?» — дрожа от негодования, зашипел Персиков механическому человеку. (Булгаков).
Таким образом, глаголы звучания в производном значении приобретают синтагматические свойства глаголов речи.
На базе глаголов звучания со значением «говорить»- у некоторых лексем развивается производное значение «ругать»/«ругаться». Данное значение наиболее точно диагностируется в сочетаниях со словами, обозначающими объект бранной речи, и со словами, выражающими причину недовольства (ругать — кого? за что?): Матвеев после обедни при всем народе лаял и срамил нас, Милославских: «Вороны, говорит, на царскую казни слетелись». (А. Н. Толстой). Сочетания тех же глаголов с существительным в винительном падеже с предлогом на выражают значение «ругаться»: Макар кричал на жену, под пьяную руку и бивал и награждал ребятишек колотушками. (Серафимович).
Многие глаголы звучания имеют производное значение «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какой-либо звук». Развитие этого значения возможно у тех глаголов звучания, которые в своем первичном значении имеют сему «предмет» как источник звука (бренчать, звенеть, скрипеть, шелестеть, шуршать и др.). В производных значениях глагольные лексемы имеют две обязательные позиции. В данном случае происходит трехчленное семантическое согласование слова: субъект действия — глагол звучания — источник звука. Например: Мадам Лузина загремела чашками. (Булгаков); Жесткой, черной листвой шелестит и трепещет кустарник. (Бунин).
Значение «ударять» у глаголов звучания обнаруживается, субъектной сочетаемости с существительными, обозначающими живые существа, а также в сочетаниях со словами, именующими инструмент действия (в творительном падеже), к с такими лексемами, которые обозначают поверхность, место удара, при этом используется либо форма дательного падежа существительного с предлогом по, либо форма винительного падежа с предлогом о или о(о6): Английский жеребец стучал копытами в палубу. (Пикуль); Он (Лентовский) звякнул кулачищем по столу и рявкнул: «Довольно сплетен». (Гиляровский).
Значение «играть на музыкальных инструментах» также представляется соотносительным со значением «приводить в колебание предметы...», так как именно при движении частей музыкального инструмента возникает звук. С целью извлечения мелодии совершать подобное действие может только человек. Отсюда сочетаемость глаголов звучания с названиями людей. Конкретное же значение диагностируют сочетания глаголов со словами — наименованиями музыкальных инструментов (существительные в форме падежа с предлогом на): Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью. (Гоголь).
На обозначении движения в глаголах звучания происходит становление значения «двигаться, перемещаться». Как правило, если происходит актуализация данного производного значения, в качестве субъекта действия используются существительные, обозначающие живые существа, транспортные средства, различные предметы. В роли зависимых слов выступают так называемые локативы, т. е. существительные, обозначающие место перемещения. При этом употребляются формы, которые указывают на поверхность, используемую в качестве дороги (существительное в дательном падеже с предлогом по, существительное в родительном падеже с предлогом мимо): Славка Аникиев прогрохотал по булыжной дороге на двухколесном велосипеде. (Токарева); Катер вышел в море и, широко загибая на юг, рассыпая брызги, простучал мимо старого парусника, стоявшего на якоре. (Паустовский). Для реализации значения перемещения глаголы звучания сочетаются с некоторыми формами, указывающими на направление движения: Жук опамятовался, пощекотал ладонь, расправил крылья и деловито зажужжал дальше, в ту же сторону, куда летел. (Троепольский). Кроме этого, в качестве зависимых слов по отношению к глаголам звучания используются формы, определяющие отрезок пути: Мотоцикл простучал 20 верст, отделявших станцию от совхоза. (Булгаков).
У отдельных глаголов звучания словарями зафиксированы некоторые другие производные значения действия, сопровождающегося какими-либо звуками. Глагол хрустеть, например, имеет значение «с хрустом жевать»: Слышно было, как хрустели лошади и бранился утомленный дневным переходом солдат. (Толстой); глаголы брякнуть, грохнуть приобретают значение «бросить, уронить что-либо с сильным шумом, стуком»: Вдруг сторож встал, подошел и брякнул на стол тяжелый ключ. (Гайдар). Лаврушка внес самовар, с разбегу грохнул его на стол. (М. Горький); у глаголов звонить, звякать развивается значение «вызывать звонком телефонного аппарата для разговора по телефону»: Заходи ко мне как-нибудь, только звякни раньше по телефону, а то я бываю занят. (Слонимский).
Список значений конкретных глаголов звучания можно продолжить, характер действия, описываемого данными словами, будет различным. Однако все производные глагольные лексемы сохраняют связь со своим прямым, т. е. первичным денотативным значением на основании общей семы «звук».
Таким образом, в результате анализа сочетаемости звукодоминирующих глагольных лексем в их прямом и производных значениях обнаруживаются определенные связи ЛСГ глаголов звучания с другими семантическими классами слов. Подобное взаимодействие с другими ЛСГ находит отражение в изменении исходной сочетаемости глаголов звучания. С одной стороны, происходит ограничение сочетаемости глаголов звучания за счет изменения (сужения) субъекта действия и устранения тех позиций, которые характеризуют собственно процесс звучания (в частности, акустические свойства звука). С другой стороны, происходит расширение сочетаемости (появляются дополнительные позиции), что позволяет либо детализировать процесс звучания (в этом случае происходит становление производных значений), либо квалифицировать новое действие (в этом случае происходит развитие производных значений, в которых «звук» является дифференциальным компонентом). В результате наиболее тесная связь устанавливается с ЛСГ глаголов смеха, плача, речи, а менее тесными являются связи с ЛСГ глаголов движения, перемещения в пространстве.
- Функции глаголов звучания в художественных текстах для детей
- Лексико-Семантические Группы глаголов в русском языке
- 2. Глаголы звучания в русском языке
- 3. Характеристика глаголов звучания
- 3. Глаголы, характеризующие речь человека и их употребление в произведениях детской художественной литературе
- 4. Литература