logo
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТ

2. Глаголы звучания в русском языке

В последнее время особый интерес исследователей-лингвистов вызывает лексика, характеризующая процессы внешнего воздействия окружающей среды на человека. О богатстве окру­жающего мира человек узнает благо­даря пяти внешним органам чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для описания данных ощу­щений в языке имеются специальные лексические единицы. Значительное место в данной группе занимают глагольные лексемы, передающие про­цесс звучания. Психологи отмечают, что за последние полвека у человека сформировалась качественно новая акустическая среда. Человек XX в. слышит не только звук грома, шелест листьев и шум дождя — его окружает целый мир новых звуков, рожденных современной цивилизацией. В связи с этим, у лингвиста возникает вопрос: какое воздействие оказало изменение условий жизни человека на его язык?

Анализ синтагматических связей глаголов звучания показал, что наиболее характерной в плане сочетаемости является модель «существительное + глагол». Позицию субъекта занимают существительные, которые называют различные источники звука (человек, животное, различные предметы). На­пример: птицы щебетали, человек кричал, ключи звенели. В данном случае глаголы звучания выступают в прямом значении «издавать, произво­дить звуки». Сочетаемость всех слов, входящих в рассматриваемую лексико-семантическую группу, с существи­тельными, обозначающими какой-либо источник звука, основана на общем значении глаголов звучания, т. е. архисеме. Однако лексическая сочета­емость может быть обусловлена не только значением всей лексико-семантической группы (ЛСГ), но и индиви­дуальным значением конкретного слова. В этом случае выбор сочетаю­щихся слов зависит от определенного семантического компонента в структу­ре значения данного глагола. Напри­мер, глаголы кричать, реветь, горла­нить, рычать предполагают источник звука — «голос», что позволяет им сочетаться с существительными, обо­значающими живые существа. Но в зависимости от наличия / отсутствия дифференциальной конкретизации ис­точника звука, глаголы сочетаются с разным кругом подобных слов. Глагол кричать вступает в сочетания со словами — названиями людей, зверей, птиц и земноводных. Например: Зинка закричала как ошпаренная, бросила щипцы и выбежала в кори­дор. (Можаев): Иногда дикие гуси садятся на воду и кричат. (Паустовский); Только один беленький кудрявый ягненок кричал надрываясь. (Троепольский); Жабы кричали жалобно, и сумерки одевали профес­сора. (Булгаков). Глагол реветь сочетается с названиями человека и зверей: Внезапно Остап заревел... (Ильф, Петров); Медведь взре­вел. (Ян); глагол горланить — с обо­значениями птиц: Только разве петух на ферме спросонья прогорланит... (Троепольский), а глагол рычать — только со словами, называющими зверей: Медведица поднялась на зад­ние лапы и зарычала. (Чернов). Еще более ограниченной, а подчас индивидуальной сочетаемостью обла­дают глаголы, обозначающие звуки, издаваемые конкретным живым суще­ством. Глагол хрюкать сочетается с существительным свинья, ржать — лошадь, мычать — корова, глагол чирикать обычно вступал в сочета­ния со словом воробей, куковать — кукушка и т. д. Например: В дальнем краю хутора промычала корова. (Шолохов); Неустанно куковала в бору кукушка. (Пришвин).

Аналогичным образом происходит выбор существительного в сочетаниях с глаголами, называющими «предмет» как источник звука. Глаголы звенеть, брякать, бренчать, дребезжать по источнику звука предполагают «пред­меты, сделанные из металла, стекла», глаголы бряцать, скрежетать — «из металла». Например: Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда. (Горький). Отдельную группу пред­ставляют собой глаголы, обозначающую «водный» источник звука (буль­кать, журчать, плескать): В водо­емах журчала и плескалась прозрач­ная вода. (Казанцев).

Для глаголов звучания, помимо субъективней сочетаемости, характер­на сочетаемость с зависимыми слова­ми (наречиями, существительными в косвенных падежах). Анализ обстоя­тельственных распространителей гла­голов звучания позволяет выделить три группы сочетаний: 1) сочетания глаголов звучания со словами, харак­теризующими физические свойства звука (силу, громкость, высоту, дли­тельность, тембр): Тихо зашуршала солома под , ногами. (Шолохов); Серые, тощие, изогнувшись в три погибели, сверкая голодными глазами, протяжно воют волки. (Шишков); 2) сочетания, характеризующие звуча­ние с эмоционально-оценочной сторо­ны: Знатоки вопили от восторга. (Куприн); С вечера грохотал сви­репо гром. (Мазаев). 3) Сочетания глаголов звучания с зависимыми сло­вами, которые указывает на место и время действия: Где-то далеко внизу звенели бубенчики овечьего стада (Штильмарк); В это время тягу­че скрипнула дверь сеновала. (Шо­лохов).

Обратим внимание, что обстоятельственные распространители при глаго­лах звучания в двух последних груп­пах характеризуют аспекты практичес­ки любого процесса.

Таковы синтагматические связи ЛСГ глаголов звучания в их прямом пер­вичном значении. Однако анализ сочетаемостных возможностей слов данной группы не может быть полным, если не будут рассмотрены производные значения глаголов звучания. Среди вторичных значений следует выделить такие, которые включают в себя звук как дополнительный компонент. К ним мы относим следующие основные значения глаголов звучания: «изда­вать звуки, выражая горе» («пла­кать»); «издавать звуки, выражая радость, веселье», («смеяться»); «гово­рить»; «ругать»/«ругаться»; «петь». Другую большую группу образуют производные значения глаголов звуча­ния, которые обозначают какие-либо действия, сопровождающиеся звуками: «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какие-либо звуки»; «ударять»; «играть на музыкальном инструменте»; «переме­щаться» и др.

Рассмотрим возможности сочетаемос­ти глаголов звучания в переносных значениях с другими словами.

Значение «издавать звуки, выражая горе» глаголы звучания приобретают в сочетаниях с существительными, называющими человека (существи­тельные в предложении занимают позицию субъекта). Данное значение развивается у глаголов кричать, выть, вопить, голосить, реветь, ску­лить, пищать и др., т. е. у слов, имеющих в своем составе дифферен­циальную сему «голос» как источник звука. Например: Зина немедленно заревела, распустив губы. (Булга­ков). Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. По темным хатам выли бабы. (А. Н. Тол­стой).

Сочетаемость с другими словами, которые зависят от глагола, в основ­ном, совпадает с сочетаемостью, характерной для глаголов звучания в прямом значении. Но есть особеннос­ти сочетаемости, отличные у глаголов в прямом и производном значениях. Такой особенностью сочетаемости яв­ляется, например, употребление глаго­ла звучания со значением «плакать» с наречием навзрыд: Тут оба кума принялись всхлипывать навзрыд. (Го­голь). Сравнивая сочетаемость гла­голов звучания в прямом значении и производном можно отметить: 1) су­жение субъекта действия (в производ­ном значении глаголы сочетаются с существительными — наименованиями людей); 2) появление специфических зависимых слов.

Глаголы звучания со значением «смеяться» (ржать, гоготать) ведут себя аналогичным образом в субъект­ной сочетаемости, и в сочетаниях со словами, характеризующими эмоцио­нально-оценочную сторону звучания, и в сочетаниях со словами — обозна­чениями места и времени: Мы броса­емся вслед за ним и гогочем от удовольствия. (Полторацкий); Парни громко, во все горло заржали. (Шолохов).

У многих исследователей особый интерес вызывают глаголы звучания со значением «говорить». Практически все глаголы звучания могут быть использованы для обозначения челове­ческой речи. При этом большая часть слов этой группы не только указывает на особенности звучания человеческой речи, но и оценивает ее, причем обычно отрицательно. На значение говорения в сочетаемости глаголов звучания с другими словами указыва­ют определенные формы, которые характерны собственно для глаголов речи. Прежде всего, к ним относятся случаи объектной сочетаемости, а именно: 1) способность вводить пря­мую речь: «Ну, конец света при­шел»,- гудел басом старик. (Раковский); 2) способность сочетаться с косвенной речью — придаточным изъяснительным предложением: Он крикнул, чтоб отпрягли лошадей, и пошел к свату. (Шолохов); 3) спо­собность присоединять различные предложно-падежные формы (сущест­вительное в винительном падеже с предлогом про или существительное в предложном падеже с предлогом о: Он прошипел дьявольским голосом о конце владычества красных. (Бе­лых, Пантелеев).

Кроме того, поскольку процесс гово­рения предполагает несколько участ­ников, то возможна сочетаемость глаголов звучания со словами, указываю­щими на адресат речи: «Каков мерза­вец? А?» — дрожа от негодования, зашипел Персиков механическому че­ловеку. (Булгаков).

Таким образом, глаголы звучания в производном значении приобретают синтагматические свойства глаголов речи.

На базе глаголов звучания со значе­нием «говорить»- у некоторых лексем развивается производное значение «ругать»/«ругаться». Данное значе­ние наиболее точно диагностируется в сочетаниях со словами, обозначающи­ми объект бранной речи, и со слова­ми, выражающими причину недоволь­ства (ругать — кого? за что?): Матвеев после обедни при всем народе лаял и срамил нас, Милославских: «Вороны, говорит, на царскую казни слетелись». (А. Н. Толстой). Сочетания тех же глаголов с сущест­вительным в винительном падеже с предлогом на выражают значение «ру­гаться»: Макар кричал на жену, под пьяную руку и бивал и награждал ребятишек колотушками. (Сера­фимович).

Многие глаголы звучания имеют производное значение «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какой-либо звук». Развитие этого значения возможно у тех глаголов звучания, которые в своем первичном значении имеют сему «предмет» как источник звука (брен­чать, звенеть, скрипеть, шелестеть, шуршать и др.). В производных значениях глагольные лексемы имеют две обязательные позиции. В данном случае происходит трехчленное семан­тическое согласование слова: субъект действия — глагол звучания — источ­ник звука. Например: Мадам Лузина загремела чашками. (Булгаков); Жесткой, черной листвой шелестит и трепещет кустарник. (Бунин).

Значение «ударять» у глаголов зву­чания обнаруживается, субъектной сочетаемости с существительными, обозначающими живые существа, а также в сочетаниях со словами, име­нующими инструмент действия (в тво­рительном падеже), к с такими лексе­мами, которые обозначают поверх­ность, место удара, при этом исполь­зуется либо форма дательного падежа существительного с предлогом по, либо форма винительного падежа с предлогом о или о(о6): Английский жеребец стучал копытами в палубу. (Пикуль); Он (Лентовский) звяк­нул кулачищем по столу и рявкнул: «Довольно сплетен». (Гиляров­ский).

Значение «играть на музыкальных инструментах» также представляется соотносительным со значением «при­водить в колебание предметы...», так как именно при движении частей музыкального инструмента возникает звук. С целью извлечения мелодии совершать подобное действие может только человек. Отсюда сочетаемость глаголов звучания с названиями людей. Конкретное же значение диа­гностируют сочетания глаголов со словами — наименованиями музы­кальных инструментов (существитель­ные в форме падежа с предлогом на): Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью. (Гоголь).

На обозначении движения в глаго­лах звучания происходит становление значения «двигаться, перемещаться». Как правило, если происходит актуа­лизация данного производного значе­ния, в качестве субъекта действия используются существительные, обо­значающие живые существа, транс­портные средства, различные предме­ты. В роли зависимых слов выступа­ют так называемые локативы, т. е. существительные, обозначающие место перемещения. При этом употребляют­ся формы, которые указывают на поверхность, используемую в качестве дороги (существительное в дательном падеже с предлогом по, существитель­ное в родительном падеже с предло­гом мимо): Славка Аникиев прогрохо­тал по булыжной дороге на двухко­лесном велосипеде. (Токарева); Катер вышел в море и, широко загибая на юг, рассыпая брызги, простучал мимо старого парусника, стоявшего на якоре. (Паустов­ский). Для реализации значения перемещения глаголы звучания сочета­ются с некоторыми формами, указы­вающими на направление движения: Жук опамятовался, пощекотал ла­донь, расправил крылья и деловито зажужжал дальше, в ту же сторону, куда летел. (Троепольский). Кроме этого, в качестве зависимых слов по отношению к глаголам звуча­ния используются формы, определяю­щие отрезок пути: Мотоцикл просту­чал 20 верст, отделявших станцию от совхоза. (Булгаков).

У отдельных глаголов звучания сло­варями зафиксированы некоторые другие производные значения дейст­вия, сопровождающегося какими-либо звуками. Глагол хрустеть, например, имеет значение «с хрустом жевать»: Слышно было, как хрустели лошади и бранился утомленный дневным переходом солдат. (Тол­стой); глаголы брякнуть, грохнуть приобретают значение «бросить, уро­нить что-либо с сильным шумом, стуком»: Вдруг сторож встал, подо­шел и брякнул на стол тяжелый ключ. (Гайдар). Лаврушка внес самовар, с разбегу грохнул его на стол. (М. Горький); у глаголов звонить, звякать развивается значе­ние «вызывать звонком телефонного аппарата для разговора по телефону»: Заходи ко мне как-нибудь, только звякни раньше по телефону, а то я бываю занят. (Слонимский).

Список значений конкретных глаго­лов звучания можно продолжить, ха­рактер действия, описываемого данны­ми словами, будет различным. Однако все производные глагольные лексемы сохраняют связь со своим прямым, т. е. первичным денотативным значением на основании общей семы «звук».

Таким образом, в результате анали­за сочетаемости звукодоминирующих глагольных лексем в их прямом и производных значениях обнаружива­ются определенные связи ЛСГ глаго­лов звучания с другими семантически­ми классами слов. Подобное взаимо­действие с другими ЛСГ находит отражение в изменении исходной со­четаемости глаголов звучания. С од­ной стороны, происходит ограничение сочетаемости глаголов звучания за счет изменения (сужения) субъекта действия и устранения тех позиций, которые характеризуют собственно процесс звучания (в частности, акус­тические свойства звука). С другой стороны, происходит расширение со­четаемости (появляются дополнитель­ные позиции), что позволяет либо детализировать процесс звучания (в этом случае происходит становление производных значений), либо квали­фицировать новое действие (в этом случае происходит развитие производ­ных значений, в которых «звук» является дифференциальным компо­нентом). В результате наиболее тесная связь устанавливается с ЛСГ глаголов смеха, плача, речи, а менее тесными являются связи с ЛСГ глаголов дви­жения, перемещения в пространстве.