logo
LK_5

Типы падежных значений

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) — это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.

Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Форма именительного падежа — это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения — именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все — родня друг другу (Блок); Талант — единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы — подлинность. Вы — обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности — дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега.

Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.

Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание — кубометр леса; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.

Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм — на форму с окончанием ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже — стакан чая), но только — вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант — кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант — тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку — грош.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение — выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях — носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще — пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)

Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях — со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом, объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем, объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце. (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое — при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом).

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.

Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

— с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

— с предлогом при для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

— с предлогом в — для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу.

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под, с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.