logo
Bob_Chilkott_Benediktus

Исполнительский анализ.

Главная задача дирижера и исполнителя – донести до слушателя все богатство и значительность содержания музыки и текста.

Для того чтобы хор сумел раскрыть содержание произведения необходимо на первых этапах работы создать целостный анализ произведения, художественный образ. Это позволяет наиболее полно ощутить выразительность музыки. Дирижеру необходимо выполнять все указания автора в темповом отношении, в настроении, характере, динамическом плане.

Перед началом работы над данным произведением дирижеру следует раскрыть содержание текста (перевод текста), рассказать о стиле, в котором написана эта часть, по возможности дать хору послушать как должно в конечном варианте звучать это произведение.

Для воплощения данного образа используются следующие музыкальные средства: разнообразная фактура (полифоническая, гомофонно-гармоническая), динамика (от mpдоff), ритм (синкопы, залигованные звуки).

Следует обратить внимание на интонационные сложности в каждой хоровой партии, перекрещивание голосов, своеобразие гармонии, тембровую полифонию – все это требует тщательной работы над каждым элементом хоровой звучности.

Для создания целостного, яркого, художественного образа необходимо выделить смысловые точки, к которым стремится всё музыкальное развитие. В первой части, где автор использует каноническое проведение темы, избегать однообразия оттенков, разных приемов пения. У всех голосов должна быть одна манера пения: тенора и сопрано, должны пропевать тему очень активно, легко, делая одинаковые акценты; альты, наоборот, свое противосложение должны провести очень «сочно», акцентируя каждую ноту, но при этом не заглушить звучание основной мелодии в партии сопрано.

Культура формирования звука должна соответствовать настроению и отражать содержание этого произведения, его духовность, мажорную окраску. В этом произведении используется очень активный и четкий дирижерский жест. В начале произведения на mpжест дирижера должен быть малой амплитуды, дирижировать как бы «невесомой» рукой. Наmfиf наоборот, широким и энергичным.

Для активного и хорошего дыхания участников хорового коллектива, требуется подготовленность, чёткость вступлений и снятий, достигаемых осмыслением фразировки, композиционного строя и понятными ауфтактами. Роль ауфтактов здесь особо велика – в частности, в точном показе вступления голосов в полифонической ткани произведения, и снятия этих же голосов, а также в конце фраз на согласные звуки.

Дирижёру важно определить роль каждого голоса в общехоровой фактуре. Так, в каноне выделяется тот голос, который начинает, остальные же на нюанс тише. В общехоровой звучности нет разделения на какую-либо солирующую партию, только в некоторых моментах нужно дать возможность прозвучать конкретной партии, чтоб её не заглушали другие.

Важным в исполнении является правильное дыхание и атака звука. В данном произведении должен быть использован экономный и равномерный выдох. При исполнении высоких звуков необходимо расходовать наименьшее количество дыхания. Иначе звук будет резким и крикливым. Атака звука должна быть мягкой.

Если правильно выстроить работу, то основной исполнительский принцип – цельность, непрерывность движения – будут достигнуты с наибольшим успехом.

Особенность этого произведения заключается в том, что здесь все голоса вступают последовательно, т. е. идет нарастание звучности. Дирижер должен подготавливать каждую партию четким ауфтактами и привести всех к общей кульминации. Особое внимание дирижер должен обратить на то, чтобы постепенное увеличение звучности не привело к ускорению темпа и тем самым расхождения с аккомпонементом.

Таким образом, исполнение этого хорового произведения требует как от дирижёра, так и от хорового коллектива высокой музыкально-эстетической культуры, гибкости и чувствительности, основанной на профессиональных навыках и хоровой технике.