II Анализ литературного текста.
В данной работе я буду рассматривать 4-ую часть мессы- Benedictus. Бенедиктус (лат.-благословен) - католическое песнопение, раздел мессы. Полный текст: Benedictus qui venit in nomine Domini, т. е. "Благословен грядущий во имя господне". В мессе располагается между Sanctus и Agnus Dei. Входит почти во все торжественные и заупокойные мессы (реквием), созданные Палестриной, И. С. Бахом, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, Ф. Листом и др. Обычно носит спокойный, просветлённый лирический характер. Иногда представляет самостоятельный сольный номер (ария тенора в мессе h-moll Баха), иногда - квартет солистов без хора ("Реквием" Моцарта) или с хором ("Торжественная месса" Бетховена). В некоторых мессах и реквиемах Benedictus не выделяется в качестве отдельного номера, а включается в Sanctus ("Реквием" Верди). В данной мессе Benedictus является самостоятельной частью.
Benedictus, Благословен,
benedictus qui venit Благословен грядущий
in nomine Domini, во имя господне,
nomine Domini. во имя господне.
Benedictus Благословен
qui venit грядущий
in nomine, in nomine Domini. во имя, во имя господне.
Benedictus, Благословен,
benedictus qui venit Благословен грядущий
in nomine Domini, во имя господне,
nomine Domini. во имя господне.
Hosanna in excelsis, Спасение в вышних,
Hosanna, Спасение,
Hosanna in excelsis, excelsis. Спасение в вышних, в вышних.
В мессе Benedictusзвучит во время Евхаристихии и является составной частьюSanctus. Истоки молитвы Sanctus, подобно Глории и другим песнопениям, лежат в глубокой древности. Его взяли из ветхозаветной книги пророка Исаии (6 глава книги пророка Исаии). Эту молитву изначально использовали вне Мессы, что указывается в выдержках из Тертуллиана и Деяний святых Перпетуа и Фелициты. Sanctus появился в Евхаристической молитве лишь в V веке, или даже чуть раньше. При этом форма всей Евхаристической молитвы была несколько изменена; ее разделили на несколько частей. Есть две разновидности Sanctus: в Восточной Церкви его возглашают в том виде, как написано в тексте Исаии, а Рим добавил к этому тексту слова "Benedictus qui venit in nomine Domini" (Благославен грядый во Имя Господне) — их пела иерусалимская толпа, приветствуя Мессию на Вербном Воскресении. Другие Латинские литургии последовали в этой традиции за Римом, и это еще одна отличительная черта, которая раскрывает единство всех литургий.Евхаристия состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Святые Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.
Benedictus qui venit in nomine Domine (Благословен грядущий во имя господне) в «Маленькой джазовой мессе» повторяется 3 раза. Это можно объяснить тем, что в этом произведении все партии вступают последовательно (сопрано, тенора, альты). Боб Чилкотт как бы дает возможность каждой партии произнести эти священные слова. И в конце произведения в кульминации у всего хора на f звучит Hosanna in excelsis, Hosanna, Hosanna in excelsis, in excelsis (Спасение в вышних, Спасение, Спасение в вышних, в вышних).