logo
Курсовик Алины

2.1 Сотрудничество и интеграция стран снг

В 2000-е годы ситуация на пространстве СНГ изменяется. Прежде всего это было связано с формированием новых подходов России к международным проблемам в целом. В отношении стран СНГ в новом руководстве РФ постепенно складывается новая концепция, связанная с усилением политического и экономического присутствия России на постсоветском пространстве. Вместе с тем продолжала действовать тенденция регионализации постсоветского пространства, тяготения государств СНГ к другим «центрам силы» (Центрально-азиатские государства – Китай; Кавказ – США, ЕС, Турция; усиление значения Европейского союза как экономического и политического партнера для Украины, Беларуси, Молдовы), активизация действий мировых «центров силы» на постсоветском пространстве в целом. Например, в Восточной Европе (Украина, Беларусь, Молдова) Россия вынуждена была конкурировать с Европейским союзом, в Центральной Азии – с Китаем (в т.ч. в рамках Шанхайской организации сотрудничества).

В 2000-х гг. на пространстве СНГ завершилось формирование нескольких регионов, которые различаются по своей геополитической ориентации, традициями исторического развития, особенностями цивилизации: Россия как доминант постсоветского пространства, государства Восточной Европы (Беларусь, Молдова, Украина), Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия (вышла из СНГ в 2009 г.), Центральная Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Существенной проблемой для государств СНГ и для мирового сообщества в целом оставались межгосударственные и межнациональные конфликты, сформировавшиеся после распада СССР (Азербайджан – Армения, Приднестровье и др.). Независимые Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южной Осетии, Нагорно-Карабахская Республика в 2001 г. сформировали СНГ-2 (Содружество Непризнанных государств).

Руководство России во главе с В. Путиным вначале 2000-х гг. инициировало процесс переформатирования пространства СНГ. На базе договора о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в октябре 2000 г. создается Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В мае 2002 г. осуществляется преобразование Договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности, в октябре 2002 г. подписывается Устав ОДКБ как региональной организации коллективной безопасности. Постепенно формируются также о региональные стандарты проведения выборов: в 2002 г. принимается Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества независимых государств.

Россия также предпринимает шаги, направленные на привлечение к процессам интеграции в СНГ Украину. В феврале 2003 г. было принято Заявление Президентов Беларуси, Казахстана, России, Украины о создании Единого экономического пространства. Соглашение Беларуси, Казахстана, России, Украины о Концепции формирования Единого экономического пространства в сентябре 2003 г. сформировало правовую базу для конкретной работы по его созданию. Проект формирования Союзного государства Беларуси и России также продолжает реализовываться, но в силу ряда причин не является приоритетным для России в СНГ.

Существенно повлиял на ситуацию на постсоветском пространстве процесс смены политических элит в результате «цветных» революций (Грузия, 2003 г. – «революция роз»; Украина, 2004 г., - «оранжевая революция»; Киргизия, 2005 г. - «тюльпановая революция», 2010 г. – «вторая тюльпановая революция», попытки смены власти в других странах СНГ в 2000-х гг.). В итоге произошло существенно усиление евроатлантического вектора во внешней политике Грузии и Украины, что при его развитии привело бы к окончательному разрыву этих государств с постсоветскими традициями. С 2005 г. Украина приостановила работу по участию в формировании Единого экономического пространства. Вместе с тем позиция руководства Узбекистана по отношению к «цветным революциям» привела к его постепенному отходу от ГУУАМ и выходу из этой организации в 2005 г. В течение 2006 г. Узбекистан вступил в ЕврАзЭС, и восстановил свое членство в ОДКБ.

Продолжали развиваться и другие проекты интеграции, в т.ч. с участием стран СНГ и ЕС. В декабре 2005 г. было объявлено о создании Содружества демократического выбора (Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Словения, Македония, Украина, Эстония), целью которого являлось развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмен опытом в укреплении демократии и уважении прав человека. В 2006 г. на Киевском саммите ГУАМ была преобразована в Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, и был подписан ее Устав.

Приостановление Украиной участия в интеграционных проектах на пространстве СНГ привело к тому, что с 2006 г. создание Единого Экономического пространства и формирование Таможенного союза осуществляется в рамках ЕврАзЭС тремя государствами: Беларусь, Казахстан и Россия. Параллельно Россия усиливает свое участие в интеграционных процессах в Центральной Азии (развитие Шанхайской организации сотрудничества, присоединение к организации «Центрально-Азиатское сотрудничество»), в итоге в 2006 г. происходит слияние ЦАС с ЕврАзЭС.

В октябре 2007 г. страны-участники СНГ на саммите в Душанбе приняли Концепцию дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации. В документах отмечалось, что Содружество Независимых Государств - состоявшаяся межгосударственная региональная организация, признанная международным сообществом. Как подчеркнули главы государств, реформирование организации рассматривается как последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов, способных придать Содружеству дополнительный импульс развития. В качестве основной цели СНГ было определено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. В частности, было предусмотрено эволюционное совершенствование существующей структуры, подтверждены приоритетные направления деятельности СНГ: развитие экономической интеграции, сотрудничество в гуманитарной сфере, обеспечение стабильности и безопасности; была отмечена необходимость углубления политического взаимодействия, межпарламентского сотрудничества, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2008 год явился очередным рубежом в истории СНГ. Наряду с началом мирового финансового кризиса, отрицательно повлиявшего на состояние экономик стран СНГ, произошли и другие важные политические события. Шесть государств СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина) получили приглашение участвовать в программе ЕС «Восточное партнерство». Данный фактор создал атмосферу, способную создать новый уровень взаимодействия между странами СНГ и изменить роль России на постсоветском пространстве. Грузия и Украина прилагали большие усилия, чтобы получить статус кандидатов на вступление в НАТО. Война Грузии и России (август 2008 г.) привела к существенному изменению подходов России к ситуации на Кавказе, что выразилось в признании РФ в независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузино-российский конфликт, помимо предельного обострения обстановки на Кавказе, повлек за собой выход Грузии из состава СНГ – первый случай за двадцатилетнюю историю организации.

В 2010 г. три страны - Беларусь, Казахстан и Россия согласовали подходы в отношении формирования Таможенного союза. В июле 2010 г. Договор о Таможенном кодексе вступил в силу. В конце 2010 г. три страны подписали пакет соглашений по формированию Единого экономического пространства. Предложенный Россией проект создания Евразийского союза также встретил поддержку у партнеров по СНГ и в ноябре 2011 г. Президенты России, Беларуси и Казахстана подписали декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграции — Единому экономическому пространству. В декларации отмечено, что дальнейшее развитие интеграции трех стран отвечает их национальным интересам, способствует решению общих задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

Наряду с формированием продвинутых объединений страны СНГ продолжили работу по формированию зоны свободной торговли на постсоветском пространстве. В октябре 2011 г. главами правительств восьми стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина) был подписан Договор о зоне свободной торговли. Азербайджан, Туркмения, Узбекистан до конца 2011 г. должны определиться со степенью участия в зоне свободной торговли. Данное соглашение формирует новый фундамент торгово-экономических отношений в рамках Содружества Независимых Государств. Следует также отметить, что новые объединения (Единое Экономическое пространство) и договоры (Договор о зоне свободной торговли) формируются с учетом принципов Всемирной торговой организации. В настоящее время четыре страны СНГ (Армения, Киргизия, Молдова, Украина) и Грузия являются участниками ВТО. Россия, Казахстан и другие государства СНГ находятся на разных этапах вступления в данную организацию. Ожидается, что Россия может вступить в ВТО уже в конце 2011 – первой половине 2012 г [3, 122].

В сентябре 2011 г. в Душанбе главы государств СНГ приняли Заявление в связи с 20-летием образования СНГ, в котором отмечалось, что за короткий исторический период СНГ прошло сложный путь становления, поиска оптимальных форм сотрудничества и межгосударственных отношений и утвердило себя в качестве интеграционного объединения, призванного обеспечивать развитие взаимодействия между государствами-участниками. По мнению глав государств, главным итогом работы Содружества за двадцать лет является создание условий для поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства – участника СНГ. В качестве перспективных задач было определено совершенствование и углубление экономического сотрудничества на базе Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г.; расширение и укрепление взаимодействия в гуманитарной сфере; содействие повышению уровня жизни, правовой и социальной защите, охране здоровья граждан; укрепление сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, незаконной миграцией и торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков, последствиями техногенных катастроф и стихийных бедствий; мирное урегулирование конфликтов на основе укрепления мер взаимного доверия, принципов и норм международного права; продолжение практики политических консультаций по ключевым вопросам мировой политики и международным проблемам, представляющим взаимный интерес.

На сегодняшний день сформировалось несколько подходов относительно будущего развития СНГ. В качестве одного из вариантов представляется, что развитая структура организации, опыт взаимодействия, сформированная правовая база и другие факторы при наличии определенных объективных и субъективных условий позволят СНГ достаточно быстро трансформироваться в эффективную межправительственной организации с высоким уровнем интеграции. Возможен также и вариант полного распада СНГ, сторонники этого варианта развития указывают в качестве начальной точки процесса 2008 г. Наиболее вероятен в среднесрочной перспективе вариант сохранения нынешнего состояния СНГ, формат взаимодействия в котором устаивает все страны. В целом же успехи СНГ как международного объединения напрямую зависят от прогресса государств-участников.