1.1 Понятия и виды туристских формальностей
В современных условиях, когда бурно развивается международный туризм, особую актуальность приобретают международные образовательные программы, увеличивается количество деловых поездок за пределы Российской Федерации, физические лица перемещают товары, как правило, только для личного пользования. Для лиц, осуществляющих ввоз и вывоз товаров для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, установлен упрощенный порядок таможенного оформления.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, осуществляется в соответствии с требованиями главы 23 Таможенного кодекса РФ и принятыми в целях ее реализации постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» и постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».
Необходимо отметить, что положения главы 23 Таможенного кодекса РФ соответствуют положениям Специального приложения J «Пассажиры» Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 год), предусматривающую возможность ввоза товаров физическими лицами в пределах разумной личной потребности с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов.
Здесь необходимо отметить, что указанные положения законодательства распространяются исключительно в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, и ни в коем случае не распространяются на случаи перемещения товаров указанными лицами для какой-либо предпринимательской деятельности, пусть даже и осуществляемой им лично.
Это ключевое звено, определяющее возможность применения упрощенного порядка таможенного оформления товаров в рамках главы 23 Кодекса, определено как предназначение товаров, которое согласно пункту 2 статьи 281 Кодекса устанавливается исключительно таможенным органом с учетом заявления лица о товарах, их характера, количества и частоты перемещения физическим лицом через таможенную границу.
Стоит отметить, что порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.
Таким образом, в настоящее время без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов.
В случае ввоза физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товаров (за исключением транспортных средств), общая стоимость и/или общий вес которых превышает указанные размеры, но не более 650 тыс. рублей и не более 200 килограммов, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.
При перемещении физическими лицами для личного пользования большего количества товаров, они облагаются совокупным таможенным платежом, если общая стоимость ввозимых товаров превышает 650 тыс. рублей и/или их общий вес превышает 200 килограммов, а также, если ввозятся алкогольные напитки в пределах 5-кратного превышения установленных ограничений или если физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу Российской Федерации.
У многих перед пересечением границы возникает вопрос: нужно ли декларировать товары? А потом они бывают удивлены, когда на таможне у них никакой декларации не требуют. Оказывается, декларировать товары нужно всегда! Однако декларация бывает устная и письменная, ведь Таможенный кодекс РФ определил две формы декларирования – письменную и устную.
В определенных случаях требуется письменная декларация. Но для основного количества пассажиров, проходящих российскую таможню, достаточно устной декларации. При этом таможеннику достаточно честно заявить, что у вас нет товаров, подлежащих обязательному декларированию. Таможенники имеют право осмотреть багаж и даже провести личный досмотр, что диктуется понятными требованиями безопасности. Однако, в большинстве случаев эту фразу пассажиры говорят абсолютно искренне, и поводов для осмотра не возникает.
Разновидностью устной декларации является декларирование в конклюдентной форме. При этом пассажир, выбирая «зеленый коридор», тем самым заявляет об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному декларированию. Своими действиями он выражает этот смысл. В этом случае декларирование товаров производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме (декларирование в конклюдентной форме). С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у указанного лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.
Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары:
1) перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;
2) пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
3) ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
4) вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации (например, оружие, культурные ценности);
6) транспортные средства.
Перечень таких товаров имеется в информационных зонах мест таможенного оформления в пунктах пропуска через Государственную границу РФ [12, 20-22]. Остальные товары допускается декларировать в устной форме.
Таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском языке и на иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами.
Несмотря на четко закрепленные правила перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, особую тревогу таможенной службы вызывают случаи недобросовестного ввоза коммерческих партий товаров под видом товаров для личного пользования.
Таможня накопила большой опыт в выявлении подобных схем. Одна из традиционных схем – ввоз коммерческих партий товаров под видом личных вещей. В последние время распространение получила схема ввоза коммерческих партий товаров под видом товаров для личного пользования так называемыми «подставными» физическими лицами, когда коммерческая партия груза разбивается на мелкие, как правило, до 35 кг, партии, и ввозится группой лиц под видом товаров для личного пользования. После пересечения границы партия груза вновь собирается воедино. Такая схема позволяет ее организаторам избегать уплаты таможенных платежей. Однако, такого рода «бизнес», основанный на маскировке коммерческих грузов под видом товаров для личных целей, фактически построен на недостоверном декларировании товара, нарушении таможенного, налогового законодательства и других нарушениях закона.
Федеральная таможенная служба предостерегала и предостерегает от использования подобного рода схем ввоза товаров. Ведь согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях недекларирование товаров по установленной форме или заявление таможенному органу недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, влекут наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, с конфискацией товаров или без таковой. Кроме того, такие деяния могут образовывать даже состав уголовного преступления и наказываться штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В повседневной жизни нам постоянно встречается такое понятие как формальность. В переводе с латинского «forma» обозначает установленный порядок. Отсюда «формальный» будет обозначать – выполненный согласно установленного образца. В свою очередь «формальность» будет обозначать установленное законодательством действие или условие, которые необходимы для выполнения ответственного или важного дела.
Рассмотрим ряд формальностей, которые будут относиться к туристическому бизнесу. Большинство туристов, которые впервые планируют посетить зарубежную страну, считают, что существуют только таможенные и пограничные формальности. Но они не знают, что существуют не менее важные санитарно-эпидемиологические правила, которые регулируют порядок въезда в тропические страны. В таких странах существует много опасных, порою смертельных болезней, которые впоследствии турист может ввезти в свою страну. Поэтому знание туристом и четкое выполнение существующих медико-санитарных норм позволит избавиться ему от многих неприятностей в поездке. Для туристов большое значение имеет знание строго регламентированного порядка провоза через границу образцов местной флоры и фауны, правил, которые связаны с порядком перемещения через границу различных ценностей и валюты, а также вопросов страхования при осуществлении зарубежной поездки.
Помимо этого, существует еще целый ряд условий и правил международного туризма, которые малоизвестны широкому кругу туристов, которые предусмотрены законодательными актами в интересах государственной и общественной безопасности и защиты окружающей среды, а также и самых туристов. Следует помнить о том, что международная туристическая деятельность должна быть согласована с общепринятой мировой практикой, в условия, которых входят такие правила, как лицензирование международной туристической деятельности, сертификация безопасности услуг туристического продукта, квотируемое посещение экологически незащищенных территорий, а также режимы въезда и пребывание в стране иностранных туристов.
Следовательно, можно считать, что туристские формальности являются введением той или иной страны, а то и группой стран обязательных норм, которые должны соблюдаться туристами, туристической фирмой, а также всеми другими организациями, которые принимают участие в организации и проведении туристических поездок, совершающихся в другие страны.
Ясно одно, что не может быть и речи о том, что соблюдение туристических формальностей является выполнением якобы лишних и ненужных процедур, которые не имеют существенного значения и лишены здравого смысла.
Ряд туристических формальностей имеют прямое отношение к самому туристу, а это будет необходимость оформления заграничного паспорта, соблюдение правил прохождения пограничного контроля и таможенного досмотра, а также выполнения различных прививок при поездках в тропические.
Обязательным условием для любой международной туристической поездки является наличие заграничного паспорта. Гражданину Украины заграничный паспорт выдается в местных отделениях милиции после подачи заявления и оплаты соответствующих пошлин. Если турист вдруг потерял свой заграничный паспорт во время поездки, то такому туристу необходимо в консульском учреждении Украины за границей получить свидетельство на въезд на территорию Украины. Поэтому, когда вы совершаете такую поездку, желательно помимо заграничного паспорта иметь с собою несколько ксерокопий паспорта.
Выдача виз осуществляется консульской властью того государства, куда направляется турист. Она нужна для подтверждения того, что данной личности разрешен въезд в данную страну. Но наличие визы не всегда является гарантией для въезда в страну. Много стран требуют помимо паспорта и визы, еще ваучер, обратный билет, наличие необходимых средств, которые бы обеспечивали цивилизованную поездку. Решение на въезд принимается соответствующими органами на границе данного государства. В тех случаях, когда туристу по пути следования придется пересекать границы нескольких стран, ему необходимо иметь транзитные визы этих стран.
Иностранным гражданам, которые по характеру своей работы приходится часто пересекать границу, выдается многократная виза. Бывают случаи, когда выдаются обратные визы на один въезд в страну. Такую визу может получить лицо, которое находится в стране по однократной визе, но в силу сложившийся ситуации, ему необходимо выехать из страны и после этого вернуться обратно в течение срока действия однократной визы.
При пересечениях границ каждый турист в обязательном порядке проходит таможенный контроль. До начала прохождения таможенного досмотра туристом заполняется таможенная декларация, в которой указываются те ценности и средства, которые турист будет провозить через границу.
Во многих зарубежных странах действует система по продажу товаров туристам – «такс-фри». Это система продажи в магазинах безналоговой торговли для иностранных туристов. На товары, которые приобретают туристы в таких магазинах, выдаются специальные чеки «такс-фри». По таким чекам при выезде из страны пребывания, предъявителю чека выплачивается сумма в валюте, которая равняется НДС.
Немного другими будут выглядеть такие формальности для деятельности туристической фирмы. Сюда будет входить ряд условий, которые необходимо выполнять ей, чтобы заниматься бизнесом в сфере международного туризма. В первую очередь туристической фирме необходимо получить лицензию на производство туристической деятельности, а также получить сертификат соответствия на создание туристического продукта.
Туристической фирме необходимо соблюдать все требования по существу договорных условий между туристической фирмой и ее клиентом – туристом. В ее обязанности входит правильное оформление туристической путевки приложения к ней. В это приложение входит программа обслуживания на маршруте, оформление ваучера на обслуживание, составление информационного письма о возможных факторах риска, а также рекомендуемые правила во время проведения поездки.
Исходя из всего этого, можно сказать, что туристские формальности являются сводом правил и условий, которые с точки зрения закона установленной страны, должны неукоснительно выполняться при организации, оформлении и совершении туристических поездок.
Важно отметить тот факт, что туристские формальности устанавливаются исключительно конституционной властью государства. В нормативном акте в обязательном порядке должны присутствовать такие слова: “Исходя из закрепленного в Конституции…, Согласно закону…, на основе статьи Кодекса…».
Чтобы в полной мере подтвердить важность туристических формальностей и необходимости упорядочения можно привести выдержки из ряда основных международных документов и положений. Сюда входят:
1.Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). «Государства-участники Соглашения выражают намерение поощрять развитие туризма путем рассмотрения в позитивном духе вопросов, связанных с формальностями, необходимыми для поездок за границу».
2.Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 1980 г.). «Всемирная туристическая организация включает в программу своего развития вопросы изучения состояния туристических формальностей в мире, существующих норм и текущей практики в данной области, а также выработки общих рекомендаций по упорядочению и упрощению туристических поездок».
3.Гаагская декларация по туризму (Нидерланды, 1989 г.). «Одновременно с быстрым ростом объемов путешествий уточняется и расширяется понятие туристических формальностей. Одни из них касаются непосредственно туристов, а остальные касаются туристического бизнеса. Упрощение туристских формальностей переросло свои узкие первоначальные рамки пограничных формальностей и таможенных процедур. Сегодня речь должна идти уже о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности путем принятия мер, позволяющих каждому человеку участвовать во внутреннем и международном туризме, уделяя особое внимание развитию туризма среди молодежи, пожилых людей и инвалидов».
4.Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). «Правительства ответственны за поступательное развитие туризма, укрепления безопасности путешествий, защита туристов, упрощения туристических формальностей и процедур, превращения туризма в «индустрию гостеприимства» при бережном отношении туристских ресурсов и окружающей среде».
Комиссия ООН по устойчивому развитию туристического бизнеса на своей сессии в Нью-Йорке в апреле 1999 года по инициативе Всемирной туристской организации (ВТО) полностью одобрили концепцию Глобального этического кодекса туризма. ВТО было предложено дополнить кодекс рядом предложений из частного сектора, неправительственных и разных организаций, занимающихся туристическим бизнесом.
Свои письменные комментарии к Кодексу прислало более 70-ти стран членов ВТО и различных организаций. На основе этих пожеланий и предложений был разработан Глобальный этический кодекс туризма, который после длительного консультативного процесса, был одобрен на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в октябре 1999 года в Сантьяго (Чили).
Кодекс состоит из 9 статей, которые определяют «правила игры» для правительств, различных туристских организаций и самих туристов. В 10 статье показано решение различных спорных вопросов и показывает механизм их реализации. Существует мнение, что данный механизм будет основан на примирении путем создания Всемирного комитета по этике туризма. В состав этого комитета будут входить представители всех стран участников туристского процесса.
Глобальный туристический кодекс туризма по заключению экспертов ВТО должен стать тем документом, который даст возможность согласовывать благоустройства туристических формальностей. Так, к примеру, в ст. 8 «Свобода туристских путешествий» предусматривается, что ряд административных формальностей при пересечении границ, которые установлены странами или вытекают из международных соглашений, необходимо по возможности изменить таким образом, чтобы максимально способствовать свободе путешествий и тем самым дать возможность для развития международного туризма. Также будут поощряться различные соглашения, которые направлены на упрощение таких формальностей, и впоследствии будут постепенно их корректировать и отменять.
- Введение
- Глава 1. Особенности таможенного оформления туристов
- 1.1 Понятия и виды туристских формальностей
- 1.2 Условия въезда российских граждан в страны снг
- Глава 2. Развитие и взаимодействие стран снг на современном этапе
- 2.1 Сотрудничество и интеграция стран снг
- Глава 3. Правила и порядок пребывания российских туристов в странах снг
- 3.1 Порядок пребывания российских туристов на территории Украины
- 3.2 Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
- 3.3 Порядок пребывания российских туристов на территории Республики Молдова, Узбекистана и Азербайджана
- Заключение
- Библиографический список