Словообразовательные нулевые суффиксы
Формальные показатели слова | Чем мотивировано | Словообразовательное значение | Примеры | |
Имена существительные Суффиксальные существительные | ||||
Мужского рода II склонения |
Мотивированные глаголами | Отвлеченное действие (состояние) [с. 142]*. | Выходø, проблескø, отдыхø. | |
Женского рода I или III склонения | Отвлеченное действие или состояние [с. 142]. | Похвалøа, разлукøа; дрожьø, переписьø. | ||
Женского рода I склонения | Предмет (неодушевленный), который характеризуется действием, названным мотивирующим глаголом [с. 144]. | Наградøа, обновøа, рассадøа. | ||
Женского рода III склонения | Предмет, который характеризуется действием, названным мотивирующим глаголом [с. 144-145]. | Прорубьø, накипьø, насыпьø. | ||
Общего рода I склонения | Лицо, характеризующееся действием, названным мотивирующим словом [с. 144]. | Ревøа, задирøа, егозøа. | ||
Женского рода III склонения |
Мотивированные прилагательными | Отвлеченный признак [с. 145]. | Зеленьø, высьø, удальø, прелестьø. | |
Мужского рода II склонения | Носитель признака – лицо или неодушевленный предмет [с. 145]. | Интеллектуалø, факуль- тативø, ультрафиолетø. | ||
Префиксально-суффиксальные существительные | ||||
Женского рода III склонения |
Мотивированные прилагательными | Неполная степень проявления признака, названного мотивирующим прилагательным [с. 158]. | Просиньø, прозеленьø, оттепельø. | |
Мужского рода II склонения |
Мотивированные глаголами | Количество предмета, получаемого в результате действия, названного мотивирующим словом [с. 158]. | Уловø, удойø, укосø. | |
Мужского рода II склонения | Акт многократно повторяемого действия [с. 158]. | Забегø, заплывø, заездø. | ||
Общего рода I склонения |
| Лицо, неспособное совершить действие или подвергнуться действию, названному мотивирующим словом [с. 158]. | Непоседøа, недотрогøа. | |
Сложные существительные | ||||
Мужского рода II склонения |
С опорной основой глагола | Предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся действием, названным опорной основой и конкретизированным в первой основе сложения [с. 158]. | Книголюбø, шелкопрядø, скороходø, пустозвонø, самокатø, вертолетø. | |
Мужского рода II склонения | Действие, названное основой глагола и конкретизированное в первой основе [с. 171]. | Ледоходø, сенокосø, солнцепекø, снегопадø. | ||
Женского рода III склонения | Действие, названное опорной основой и конкретизированное в первой основе [с. 172]. | Звукописьø, иконописьø, круговертьø. | ||
Мужского рода II склонения |
С опорной основой существительного | Предмет (одушевленный или неодушевленный), имеющий отношение к тому или характеризующийся тем, что названо в опорной основе и конкретизировано в первой основе сложения [с. 172]. | Острословø, пустоцветø, многочленø, носорогø. | |
Имена прилагательные Суффиксальные прилагательные | ||||
| Мотивированные глаголами | Характеризующийся действием, названным мотивирующим словом [с. 210]. | Приезжøий, всхожøий, похожøий. | |
Префиксально-суффиксальные прилагательные | ||||
| Мотивированные существительными | Лишенный того, что названо мотивирующим словом [с. 221]. | Безбородøый, безголосøый, безверхøий (ср. бездом-н-ый, безденеж-н-ый). | |
Сложные прилагательные | ||||
| С опорной основой существительного | Обладающий тем, что обозначено опорной основой и конкретизировано в первой основе сложения [с. 227]. | Круглолицøый, чернобровøый, четвероногøий. | |
Имена числительные | ||||
Порядковые числительные | Мотивированные собственно количественными числительными | Занимающий такое место по порядку, которое обозначено мотивирующим словом [с. 210]. | Двенадцатøый, пятидесятøый, шестисотøый. | |
Наречия Префиксально-суффиксальные наречия | ||||
| Мотивированные существительными | Направление или образ действия в соответствии со значением мотивирующего слова [с. 298]. | Вверхø, вдальø, вглубьø, всерьезø. | |
| Мотивированные прилагательными | Признак, названный мотивирующим словом [с. 300]. | Встарьø, вдовольø, вровеньø. | |
| Мотивированные глаголами | Процессуальный признак, названный мотивирующим словом [с. 300]. | Взаменø, вплавьø, наперебойø, наугадø. |
*Страницы, указанные в колонке «Словообразовательное значение», даны по Грамматике-70.
V. В существующих учебных пособиях нет единой классификации аффиксов по функции. Традиционно выделяются аффиксы:
словообразовательные (словообразующие) – использующиеся для образования новых слов и
формообразующие (словоизменительные) – использующиеся для образования форм слова.
Некоторые авторы различают дополнительно:
основообразующие аффиксы – оформляющие основу определенных грамматических форм [см., например: Николина 2005: 25] и
синкретические (словоформообразующие) – служащие одновременно для словообразования и выражения грамматического значения [см., например: Филиппова 2009: 38; Розенталь 2003: 167].
Следует отметить, что состав синкретических аффиксов, выделяемых разными авторами, неодинаков. Мы будем рассматривать как синкретичные аффиксы оценки.
В русистике существует три точки зрения на аффиксы оценки:
1) Аффиксы оценки являются формообразующими. Так рассматривал их А. А. Шахматов. Он писал: «Суффиксальные образования, относящиеся сюда, не видоизменяют реального значения основного слова: домик, домище, домишко обозначают то же представление, что дом» [цит. по: 2, с.97].
2) З. А. Потиха относил суффиксы субъективной оценки к словообразовательным морфемам [13, с. 71].
3) В. В. Виноградов считал, что они «занимают промежуточное, переходное положение между формами слова и разными словами» [2, с. 99].
Мы придерживаемся точки зрения И. П. Чиркиной, относящей данные морфемы к словоформообразующим, то есть не только изменяющим форму слова, но и придающим определенный оттенок значения: сверхважность, предобрый, пребыстро; рученька, ручища и т.п. [23, с. 11, 13].
Еще одним спорным вопросом является вопрос об аффиксах, участвующих в образовании вида глагола.
Аффиксы, участвующие в образовании вида глагола, чаще всего рассматриваются как словообразовательные (З. А. Потиха, Н. М. Шанский, авторы Грамматики-80). Некоторые ученые (А. Н. Тихонов, И. П. Чиркина) различают аффиксы, образующие глаголы, соотносительные по виду (писать – написать, рассказать – рассказывать) и несоотносительные по виду (шить – перешить, ехать – приехать). Первые, по их мнению, выполняют формообразующую функцию, вторые являются синкретическими морфемами: изменяют и вид, и лексическое значение глагола. Нам представляется целесообразным придерживаться первой точки зрения.
- Предисловие
- Морфемный анализ слова
- Образцы анализа
- Комментарий
- I. Классификация морфем в русском языке
- Отражение в современном русском языке исторических чередований гласных и согласных звуков
- Трудные случаи выделения нулевых окончаний в современном русском языке
- Трудные случаи выделения нулевых суффиксов в современном русском языке Формообразующие нулевые суффиксы
- Словообразовательные нулевые суффиксы
- Виды аффиксов по функции
- Исторические изменения морфемной структуры слова
- Словообразовательный анализ слова
- Образцы анализа
- Комментарий
- Морфонологические преобразования внутри и на стыке морфем
- Способы словообразования в современном русском языке
- Этимологический анализ слова
- Образцы анализа
- I. Зонтик – имя существительное.
- II. Зонтик – «ручной зонт (1 зн.)» [бтс, с. 370].
- III. Зонт-ик.
- I. Сверстник – имя существительное.
- III. Сверст-ник.
- Условные обозначения
- Основные сокращения
- Список использованной литературы
- Словари и справочники
- Школьные учебники