logo
Методичка Чижова Ч[1]

Предисловие

Курс «Современный русский язык: Словообразование. Морфология» является продолжением курса «Современный русский язык: Фонетика. Лексикология» и опирается на него. Кроме этого, при изучении дисциплины используются знания, полученные студентами в курсе «История русского языка», которые необходимы для исторического комментария фактов современного языка. Без изучения морфемики и словообразования нельзя составить цельного представления о русском языке и его структуре.

Одна из основных задач курса – овладение студентами навыками морфемного и словообразовательного анализа слов. Вузовский анализ расширяет и дополняет школьный разбор слова по составу и словообразовательный.

В процессе выполнения данных видов анализа у студентов-филологов формируются такие основные специальные компетенции, как:

– способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций;

– способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка;

– способность владеть основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;

– способность различать основные закономерности, типичные и переходные случаи языковых явлений;

– способность профессионально-грамотно и коммуникативно-целесообразно владеть русским языком.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для отработки практических навыков морфемного и словообразовательного анализа слова.

Пособие содержит схемы, образцы и необходимый комментарий к каждому виду анализа. В комментарий включены схемы и таблицы, отражающие основные теоретические сведения в области морфемики и словообразования. Большое внимание уделено рассмотрению спорных вопросов в области морфемики и словообразования: классификации аффиксов и способов словообразования, выделения нулевых морфем и др.

Кроме того, в пособии представлены схема и образцы этимологического анализа.

С благодарностью моим учителям Ольге Николаевне Кузнецовой и

Ангелине Дмитриевне Прозоровой