Способы словообразования в современном русском языке
Морфологические | Неморфологические |
1. Префиксальный: порядок беспорядок, летный нелетный 2. Суффиксальный (суффиксация): а) материально выраженная: школа школьник, глина глиняный б) нулевая: переходить переходø, синий синьø, пять пятøый 3. Постфиксальный: умыть умыться, кто кто-то 4. Комбинированные (смешанные): а) префиксально-суффиксальный: снег подснежник, верх вверху, избежать неизбежный б) аффиксально-постфиксальный: – префиксально-постфиксальный: думать вдуматься, ждать дождаться – суффиксально-постфиксальный: гордый гордиться, нужда нуждаться – префиксально-суффиксально-постфиксальный: шептать перешептываться
II. Сложение 1. Чистое сложение: лесопарк, сухофрукты 2. Аффиксально-сложный: книголюбø, кареглазøый, мимоходом, умиротворить, втридорога
III. Аббревиация 1. Инициальная: а) буквенная: ЭВМ, РФ б) звуковая: вуз, ЦУМ, ГЭС в) буквенно-звуковая: ЦСКА 2. Слоговая: Минфин, профком, физорг 3. Состоящие из сочетания начальной части слова с целым словом: запчасти, оргработа, сбербанк 4. Смешанная: ГИТИС, завуч, КамАЗ, военкомат | I. Морфолого-синтаксический (переход слов из одной части речи в другую): прохожий, набережная, пирожное, отпускные, блестящие (способности), изысканный (вкус)
II. Лексико-синтаксический (сращение) 1. Чистое сращение: вечнозеленый, быстрорастворимый 2. Сращение с суффиксацией: ничегонеделани[j-э], сногсшибательный
III. Лексико-семантический (расщепление многозначного слова на омонимы) Долг: долг1 – обязанность долг2 – взятое взаймы |
В современной лингвистической литературе нет единой классификации способов словообразования в русском языке. Так, авторы Грамматики-70 и Грамматики-80 выделяют две разновидности способов образования слов с учетом количества мотивирующих основ: имеющие одну мотивирующую основу и имеющие более чем одну мотивирующую основу [см.: Грамматика-70: 41-42, Грамматики-80: 138-139]. Е. А. Земская на первой ступени различает две основные группы способов словообразования – аффиксальные и безаффиксные, в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова; а далее конкретизирует, какие из них используются для производства простых и сложных слов [8, с. 179-180, 189].
По мнению Н. А. Николиной, классификация способов словообразования на синхронном уровне должна строиться с учетом трех признаков:
1) характера форманта (аффиксальные и безаффиксные);
2) количества формантов (простые, или чистые, и комбинированные);
3) отношения к системе языка (узуальные и окказиональные) [12, с. 95].
В. Н. Мусатов в своем учебном пособии дает сводную классификацию, объединяя признаки, выделенные авторами грамматик и Н. А. Николиной [10, с. 247].
Таким образом, мы видим, что в зависимости от того, какие признаки кладутся в основу классификации, выделяются разные способы словообразования в современном русском языке.
В школе традиционно рассматриваются приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов, а также сложение и переход слов из одной части речи в другую [см.: Русский язык : учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – С. 55; Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – С. 61-64].
При выделении способов словообразования мы опираемся на классификацию, предложенную В. В. Виноградовым. В. В. Виноградов считал целесообразным различать:
1) словопроизводство (т. е. образование производных слов с помощью морфологических средств);
2) собственно словообразование (т. е. образование новых слов путем комбинаций уже существующих слов или путем переосмысления их форм) [4, с. 212].
В соответствии с этим он разграничивал морфологическое, синтаксическое, лексико-семантическое и лексико-синтаксическое словообразование [3, с. 156].
Данная классификация находит отражение во многих учебных пособиях для вузов (под редакцией Н. С. Валгиной; Д. Э. Розенталя, И. Б. Голуб, М. А. Теленковой; Т. А. Гридиной и Н. И. Коноваловой и др.), авторы которых выделяют две группы способов словообразования – морфологические и неморфологические.
Некоторые исследователи, учитывая изменения, происходящие в словообразовательной системе русского языка на современном этапе, уточняют данную классификацию. Например, Т. А. Гридина и Н. И. Коновалова, помимо аффиксации, сложения и аббревиации, выделяют еще два способа морфологического словообразования:
усечение – сокращение основы производящего слова без учета морфемных границ: заместитель – зам, специалист – спец и
семантическое включение (способ образования слова на базе словосочетания, при котором основа опорного слова не представлена в производном, но семантически подразумевается): читальный зал – читалка, зачетная книжка – зачетка [7, с. 93].
III. Словообразовательный тип, по которому образовано анализируемое слово, и степень его продуктивности определяются по Грамматике-70.
Наряду с морфемным и словообразовательным анализами, которым подвергается слово на синхронном уровне, в вузе проводится этимологический анализ, рассматривающий структуру слова в диахронном плане (с точки зрения исторических изменений).
- Предисловие
- Морфемный анализ слова
- Образцы анализа
- Комментарий
- I. Классификация морфем в русском языке
- Отражение в современном русском языке исторических чередований гласных и согласных звуков
- Трудные случаи выделения нулевых окончаний в современном русском языке
- Трудные случаи выделения нулевых суффиксов в современном русском языке Формообразующие нулевые суффиксы
- Словообразовательные нулевые суффиксы
- Виды аффиксов по функции
- Исторические изменения морфемной структуры слова
- Словообразовательный анализ слова
- Образцы анализа
- Комментарий
- Морфонологические преобразования внутри и на стыке морфем
- Способы словообразования в современном русском языке
- Этимологический анализ слова
- Образцы анализа
- I. Зонтик – имя существительное.
- II. Зонтик – «ручной зонт (1 зн.)» [бтс, с. 370].
- III. Зонт-ик.
- I. Сверстник – имя существительное.
- III. Сверст-ник.
- Условные обозначения
- Основные сокращения
- Список использованной литературы
- Словари и справочники
- Школьные учебники