logo
4

Тема 6. Вербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.

Вопросы, задания и упражнения:

1. В чем состоит информационно-содержательное речевое воздействие оратора на аудиторию.

2. Перечислите и охарактеризуйте все известные вам взаимосвязанные факторы процесса речевого продуцирования.

3. «Подлинная сила красноречия в том, что она постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью; определяет обычаи, законы, права, руководит государством и умеет что угодно и о чем угодно высказать красиво и обильно», – считал Цицерон.

Соотнесите это суждение великого ритора с составляющими информационно-содержательного речевого воздействия.

4. Проанализируйте приведенные ниже цитаты. Соотнесите их с понятиями «предмет» и «содержание» речи.

1) «Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество» (Сократ).

2) «Прежде всего надо познать истину, относительно которой говоришь и пишешь» (Платон).

3) «Содержание – главная составляющая речи, которой должны подчиняться все остальные» (Скилеф).

4) «Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием» (Л.Н. Толстой).

5) «Настоящее красноречие состоит в сущности, но отнюдь не в словах» (Ш. Сент-Бев).

5. Проанализируйте следующие афоризмы с позиций логики изложения:

1) «Язык дан человеку, чтобы излагать свои мысли» (Мольер).

2) «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли» (Талейран).

6. Что значат эти наблюдения признанных мастеров слова по отношению к оратору и его речи? Как называют таких ораторов? На каком этапе подготовке речи ими были сделаны ошибки? И какие?

1) «Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь» (Сервантес).

2) «Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать» (Н.А. Добролюбов).

3) «Когда не можешь возразить по существу, то отделываешься словами» (В.Г. Гамильтон).

7. Как вы понимаете выражение Саади «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал»? Придерживаетесь ли такого же мнения?

8. Русская пословица гласит: «Ради красного словца не пожалеет и отца». Каким образом это проявляется в публичной речи? Как называют такого оратора?

9. В книге М. Бессараб «На лекциях академика Ландау» описана такая ситуация:

...Из зала пришла записка:

«Может быть, красота речи нам теперь не нужна?»

Л.Д. Ландау прочел вслух записку, ответил:

– Нет. Вам никогда не тронуть ничьей души, если речь ваша скучна и сера. Убив живое яркое слово, вы замуруете свою душу. Глядя на унылые физиономии своих слушателей, вы забудете, что такое радость жизни. А ведь самое высокое искусство – искусство жить.

Когда ему возразили, что не каждый может научиться говорить красиво, он не согласился:

– Каждый. Может и должен. Вот вам исторический пример: известно, что Демосфен смолоду был косноязычен, но путем долгих упражнений преодолел свой недостаток и стал самым знаменитым оратором Греции…»

Согласны ли вы с мнением ученого? Что для вас как оратора и как слушателя значит действенность и красота речи?

10. Составьте матрицу вопросов Квинтилиана.

11. Опишите свой вчерашний вечер, используя «матрицу» вопросов Квинтилиана. Не забудьте обозначить, какова цель вашей речи и кто ваши слушатели.

Литература

  1. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Ростов-н/Д., 2002.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2006.

  4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.

  5. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-мет. пос. по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006.

  6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.

  7. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2003.

  8. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – М., 2006.

  9. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал «Русский язык»

  10. http://www. orator.ru

  11. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал