У себя спросите: «Заслужил ли я? Был ли я послушным, милым мальчиком?»
Если да – просите вдвое большего.
Если нет – просите вдвое жалобней.
11. Проанализируйте приведенные ниже истории с позиций сочетаемости условий этоса, пафоса и логоса. Определите жанр каждой из них. Есть ли в этих совершенно разных историях одинаковые условия соотношений главных риторических категорий? Каким образом это влияет на сюжетную линию?
Выберите одну из историй для подробного разбора коммуникативной ситуации. Подберите или придумайте свою – с таким же соотношением этоса, пафоса и логоса.
1) Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась толпа зевак. – Вот, афиняне, цена вашего ума, – сказал им Диоген. – Когда я произносил для вас умные речи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня, разинув рты.
2) Хорошо известна защита адвокатом Ф.Н. Плевако владелицы небольшой лавчонки, полуграмотной женщины, нарушившей правила о часах торговли и закрывшей торговлю на 20 минут позже положенного накануне какого-то религиозного праздника. Заседание суда по ее делу было назначено на 10 часов. Суд вышел с опозданием на 10 минут. Были все, кроме Плевако.
Председатель суда распорядился разыскать его. Минут через десять Плевако, не торопясь, вошел в зал, спокойно уселся на месте защиты и раскрыл портфель. Председатель суда сделал ему замечание за опоздание. Тогда Плевако вытащил часы, посмотрел на них и заявил, что на его часах только пять минут одиннадцатого. Председатель указал ему, что на стенных часах уже двадцать минут одиннадцатого. Плевако спросил председателя:
– А сколько на ваших часах, ваше превосходительство? Председатель посмотрел и ответил:
– На моих пятнадцать минут одиннадцатого. Плевако обратился к прокурору:
– А на ваших часах, господин прокурор?
Прокурор, явно желая причинить защитнику неприятность, с ехидной улыбкой ответил:
– На моих часах уже двадцать пять минут одиннадцатого.
Он не мог знать, какую ловушку подстроил ему Плевако и как сильно он, прокурор, помог защите.
Судебное следствие закончилось очень быстро. Свидетели подтвердили, что подсудимая закрыла лавочку на 20 минут позже. Прокурор просил признать подсудимую виновной. Слово было предоставлено Плевако. Речь длилась две минуты:
– Подсудимая действительно опоздала на 20 минут. Но, господа присяжные заседатели, она женщина старая, малограмотная, в часах плохо разбирается. Мы с вами люди грамотные, интеллигентные. А как у нас обстоит дело с часами?
Когда на стенных часах – 20 минут, у господина председателя – 15 минут, а на часах господина прокурора – 25 минут. Конечно, самые верные часы у господина прокурора. Значит, мои часы отставали на 20 минут, и поэтому я на 20 минут опоздал. А я всегда считал свои часы очень точными, ведь они у меня золотые, мозеровские.
Так, если господин председатель, по часам прокурора, открыл заседание с опозданием на 15 минут, а защитник явился на 20 минут позже, то как можно требовать, чтобы малограмотная торговка имела лучшие часы и лучше разбиралась во времени, чем мы с прокурором?
Присяжные совещались минуту. Подсудимая была оправдана.
Литература
-
Аристотель. Риторика / Пер. с древнегреч. О. Цыбенко. – М., 2000.
-
Маров В.Н. – Культурно-исторический памятник или настольная книга / В кн.: Аристотель. Риторика. – М., 2000.
-
Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1999.
-
Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.
-
http://www. orator.ru
-
http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал.
- Российская академия правосудия
- Риторика
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план дисциплины «Риторика» для студентов 1 курса очной формы обучения
- Программа
- Тема 5. Развитие отечественных риторических традиций: от Древней Руси до современной России.
- Раздел III. Особенности текста публичной речи
- Тема 6. Классификация родов и видов публичной речи.
- Тема 7. Особенности судебного красноречия.
- Тема 8. Концептуальные аспекты текста публичной речи: целевой, этический, лингвистический, психологический, логический.
- Раздел IV. Арсенал ораторских средств
- Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 10. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
- Тематический план практических занятий дисциплины «Риторика»
- Планы практических занятий
- Тема 1. Главные категории риторики: этос, пафос, логос.
- У себя спросите: «Заслужил ли я? Был ли я послушным, милым мальчиком?»
- Тема 2. Оратор и аудитория.
- Тема 3. Классификация родов и видов публичной речи.
- Тема 4. Особенности судебного красноречия.
- Андреевский с.А.
- Кони а.Ф.
- Плевако ф.Н.
- Спасович в.Д.
- Тема 5. Концептуальные аспекты текста публичной речи:
- Тема 6. Вербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 7. Невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 8. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Примерная тематика научных докладов и публичных выступлений
- Примеры контрольных заданий для проведения рубежного контроля
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для подготовки к зачету
- Тест «человек на трибуне»
- 11 Способов завоевать аудиторию