Тема 10. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
Приемы «живой речи» и коммуникативная целесообразность как основное условие их применения. Приемы установления контакта: начальная пауза, обращения, этикетные формулы, апелляция к объективным факторам (помещению, погоде, времени и др.), к речи или личности предыдущего оратора, апелляция к собственной персоне.
Приемы привлечения и удержания внимания: «фактор края», интонирование текста, тропы и фигуры речи, юмористическое замечание, крылатые выражения, пословицы, поговорки, импровизация.
Приемы стимулирования интереса слушателей: апелляция к интересам аудитории; к известным источникам (или их авторам), цитирование; к фактическим событиям; статистические данные; показ значимости информации, прогноз; экскурс; новизна материала, «эффект неожиданности»; создание (изложение) парадоксальной ситуации, «провокация»; краткое отступление от темы; сравнение; сопоставление всех «за» и «против»; принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.
Приемы диалогизации монолога: проблемная ситуация; разнообразие способов подачи материала (тесты; игры и т. д.); композиционно-стилистический прием (например, рассказ в рассказе); прием сопереживания; прием соучастия; прием отстранения, драматизация; показ не только результата, но и процесса; выдвижение неожиданно новых гипотез, предложений; вопросно-ответное построение главной части текста, делегирование слушателям возможностей принимать решения.
Недозволенные, «спекулятивные» приемы: введение слушателя в заблуждение, заведомое преувеличение, искажение фактов; запугивание, «ограничительное» использование авторитета; дискредитация слушателя; некорректная апелляция, отсрочка. Софизмы, вопросы-капканы, демагогические уловки.
- Российская академия правосудия
- Риторика
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план дисциплины «Риторика» для студентов 1 курса очной формы обучения
- Программа
- Тема 5. Развитие отечественных риторических традиций: от Древней Руси до современной России.
- Раздел III. Особенности текста публичной речи
- Тема 6. Классификация родов и видов публичной речи.
- Тема 7. Особенности судебного красноречия.
- Тема 8. Концептуальные аспекты текста публичной речи: целевой, этический, лингвистический, психологический, логический.
- Раздел IV. Арсенал ораторских средств
- Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 10. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
- Тематический план практических занятий дисциплины «Риторика»
- Планы практических занятий
- Тема 1. Главные категории риторики: этос, пафос, логос.
- У себя спросите: «Заслужил ли я? Был ли я послушным, милым мальчиком?»
- Тема 2. Оратор и аудитория.
- Тема 3. Классификация родов и видов публичной речи.
- Тема 4. Особенности судебного красноречия.
- Андреевский с.А.
- Кони а.Ф.
- Плевако ф.Н.
- Спасович в.Д.
- Тема 5. Концептуальные аспекты текста публичной речи:
- Тема 6. Вербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 7. Невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 8. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Примерная тематика научных докладов и публичных выступлений
- Примеры контрольных заданий для проведения рубежного контроля
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для подготовки к зачету
- Тест «человек на трибуне»
- 11 Способов завоевать аудиторию