logo
4

Тема 10. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.

Приемы «живой речи» и коммуникативная целесообразность как основное условие их применения. Приемы установления контакта: начальная пауза, обращения, этикетные формулы, апелляция к объективным факторам (помещению, погоде, времени и др.), к речи или личности предыдущего оратора, апелляция к собственной персоне.

Приемы привлечения и удержания внимания: «фактор края», интонирование текста, тропы и фигуры речи, юмористическое замечание, крылатые выражения, пословицы, поговорки, импровизация.

Приемы стимулирования интереса слушателей: апелляция к интересам аудитории; к известным источникам (или их авторам), цитирование; к фактическим событиям; статистические данные; показ значимости информации, прогноз; экскурс; новизна материала, «эффект неожиданности»; создание (изложение) парадоксальной ситуации, «провокация»; краткое отступление от темы; сравнение; сопоставление всех «за» и «против»; принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.

Приемы диалогизации монолога: проблемная ситуация; разнообразие способов подачи материала (тесты; игры и т. д.); композиционно-стилистический прием (например, рассказ в рассказе); прием сопереживания; прием соучастия; прием отстранения, драматизация; показ не только результата, но и процесса; выдвижение неожиданно новых гипотез, предложений; вопросно-ответное построение главной части текста, делегирование слушателям возможностей принимать решения.

Недозволенные, «спекулятивные» приемы: введение слушателя в заблуждение, заведомое преувеличение, искажение фактов; запугивание, «ограничительное» использование авторитета; дискредитация слушателя; некорректная апелляция, отсрочка. Софизмы, вопросы-капканы, демагогические уловки.