logo
Билеты по русскому!!!

26). Категория времени

Категория времени указывает на отношение действия к моменту говорения, или к моменту речи. Действие может совпадать с моментом речи: пишу, рассказываю; может предшествовать ему: писал, рассказывал; а может осуществляться после него: буду писать, буду рассказывать. Соответственно этому в современном русском языке существуют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время образуется только от глаголов несовершенного вида: говорю, думаю, так как значение ограниченности в развитии, свойственное глаголам совершенного вида, исключает возможность их употребления в настоящем времени.

Прошедшее время глаголов как несовершенного, так и совершенного вида образуется в подавляющем большинстве случаев при помощи суффикса -л, который присоединяется к основе неопределенной формы: беседова-ть – беседовал; приуны-ть – приуныл и т.п.

Лишь некоторые глаголы не имеют суффикса -л в формах прошедшего времени мужского рода. Это:

1) некоторые глаголы на -з(c)ти: нести – нес, грести – греб, везти – вез,

2) глаголы на -чь: беречь – берег, печь – пек и т.д.;

3) глаголы на -ере-: умереть – умер, тереть – тер и т.д.;

4) глаголы ошибиться – ошибся; ушибиться – ушибся.

Кроме того, следует обратить внимание на группу глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих состояние человека, природы: мокнуть (промокнуть, вымокнуть и т.д.), мерзнуть (промерзнуть, замерзнуть и т.д.), сохнуть (засохнуть, просохнуть и т.д.) и т.п. Эти глаголы образуют прошедшее время, как правило, без суффиксов -ну-: мок, вымок, промерз, сох, засох и т.п. Правда, у бесприставочных глаголов возможны варианты: блекнуть – блёк, виснул – вис, слепнул – слеп и т.д., но у них формы без -ну- постепенно вытесняют формы с этим суффиксом*. Для глаголов же с приставками нормам современного русского литературного языка соответствует форма без -ну-: взмок, а не взмокнул, заглох, а не заглохнул, замолк, а не замолкнул и т.д. Встречающиеся иногда в художественной литературе формы этих глаголов с -ну- воспринимаются как устаревающие: "Из тьмы лесов трущоба простонала. И простонав, замолкнула она" (Забол.); "Еще с надворья тянет летом. Еще не стихнул страдный шум" (Твард.); "Стоишь в метро конечном с открытой головой. И в диске, как в колечке, Замерзнул пальчик твой" (Возн.). Причем нередко употребление подобных форм в поэзии обусловлено, по-видимому, только размером, ритмом поэтической строки.

* Подробнее об этом см. в кн.: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976. С. 199–202.

Образование формы будущего времени зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида образуют будущее время с помощью спрягаемых форм вспомогательного глагола быть и инфинитива: буду читать, будешь читать, будет читать и т.д. Это так называемое будущее сложное время. А глаголы совершенного вида имеют будущее простое время: напишу, скажу, посмотрю.

Значения формы настоящего времени

Форма настоящего времени является очень емкой в смысловом отношении и способна выражать несколько оттенков значения.

Основное ее значение – указать на действие, которое совпадает с моментом речи: "Вон идет моя приятельница"; "Почему ты куришь! Ведь уже прозвенел звонок, и пора на лекцию" (действия идет, куришь осуществляются в момент говорения); "Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога" (Ч.) (действия "пишу", "поздравляю", "желаю" происходят в тот момент, когда герой рассказа пишет письмо). Это настоящее конкретное время. Однако уже из приведенных примеров очевидно, что все названные в примерах действия лишь в какой-то части совпадают с моментом речи и обозначают такие процессы, которые шире, чем момент речи – та условная точка отсчета, в которой происходит говорение. Обычно представление о настоящем времени (противоположном прошедшему и будущему) связывается в сознании говорящих с определенной временной плоскостью, определенным отрезком времени. В пределах этого отрезка осуществляются те действия, которые воспринимаются говорящим как происходящие сейчас, теперь, в данное время (в противоположность тому, что было и что будет).

В зависимости от того, какое именно видовое значение глагола несовершенного вида (длительное сплошное или длительное прерывистое, или, как его называют, длительное повторяющееся) проявляется в контексте, настоящее конкретное время реализуется: 1) как настоящее конкретное расширенное; 2) как настоящее конкретное повторяющееся.

1) Настоящее конкретное расширенное обозначает действия, процессы, которые начались раньше момента речи, совпадают с ним и будут продолжаться какое-то время после него. Например: "Я подумал, что мир перестал делиться на две непроницаемые части, над которыми разные небеса. Мы все больше понимаем, что мир – это одна земля и одно небо" (Щекоч.); "Американские фермеры оказывают жесткий нажим на президента Буша с тем, чтобы тот выделил Союзу дополнительный кредит для закупки сельскохозяйственной продукции. Речь идет о сумме примерно в 3,5 миллиарда долларов, которую Дж. Буш пока не решается предоставить "экономическому пространству". Нажим же фермеров, привыкших работать на советский рынок, объясняется желанием защитить собственные интересы производителей избыточной для Америки продукции" (Кур. 1991. 19 нояб.).

2) Настоящее конкретное повторяющееся указывает на действия, периодически повторяющиеся в данном временном отрезке: "Хотел бы обратить внимание на то, что, когда по телевидению показывают лиц, говорящих на иностранных языках, случаи неадекватного перевода весьма часты... Следует отметить и то, что, когда перевод заканчивается, речь выступающего, как правило, звучит еще несколько секунд и обрывается на полуслове" (Сов. культ. 1989. 24 авг.).

Кроме обозначения настоящего конкретного, о котором говорилось выше, формы настоящего времени могут обозначать действия и безотносительно к моменту речи, т. е. вне всякой их приуроченности к моменту речи: "Ябедника на том свете за язык вешают"; "По одежке встречают – по уму провожают"; "Сытый голодного не разумеет". Это настоящее абстрактное время. Оно появляется тогда, когда говорящему (пишущему) нужно назвать постоянные, не связанные с каким-либо временным планом свойства предметов, людей, явлений и т.д. Например: "Световой год равен пути, который свет проходит за год, т.е. 9,46х1012 км" (Советский энциклопедический словарь. М., 1.980. С. 1189); "Обману народов предшествует их самообман. Самообману предшествует неблагополучие жизни и желание перекроить ее" (Клямк.). Настоящее абстрактное также может реализоваться по-разному, в зависимости от видового значения глагола: 1) как абстрактное постоянное; 2) как абстрактное повторяющееся. Так, в высказываниях: "Человек дышит с помощью легких, а рыба – с помощью жабр"; "Пингвины – отряд плавающих птиц... весят до 42 кг.... Обитают на морских побережьях, хорошо плавают и ныряют. Гнездятся колониями" (Советский энциклопедический словарь. С. 999.) появляется значение настоящего абстрактного постоянного. А вот в шуточном высказывании А.П. Чехова из рассказа "Смерть чиновника" глагол чихать в форме настоящего времени выражает значение настоящего абстрактного повторяющегося: "Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники. Все чихают" (Ч.).

Между двумя основными значениями формы настоящего времени (настоящим конкретным и настоящим абстрактным) нет непроходимой границы. Так, при использовании временных указаний, типа сейчас, теперь, в настоящее время и т.п. при внесении их в контекст, высказывания с настоящим абстрактным могут приобретать значение конкретного: "Сейчас в Москве грипп, и все чихают". Наоборот, изъятые из контекста, который устанавливает приуроченность действия к определенному моменту времени, высказывания, содержащие формы настоящего времени, могут приобретать вневременной, обобщенный характер. Чрезвычайно показателен в этом отношении следующий пример. Еще совсем недавно почти в каждом кинотеатре можно было увидеть плакат, цитирующий слова В.И. Ленина: "Из всех искусств важнейшим для нас является кино". Эта фраза воспроизводила высказывание Ленина, упомянутое в одном из писем А.В. Луначарского. В письме Луначарский рассказывает о беседе с Лениным, в которой обсуждались возможности киноискусства как одной из самых доступных в то время массовой аудитории форм пропаганды. В беседе вовсе не шла речь о приоритете кино вообще, но лишь о важности его в тот момент, с точки зрения Ленина. И в глагольной форме реализовалось значение настоящего конкретного времени. Оторванная впоследствии от контекста, от конкретной ситуации, фраза стала восприниматься как высказывание обобщенного характера, в котором реализуется значение настоящего абстрактного времени*, хотя с точки зрения логики мысль, которая в ней выражается, никак нельзя признать универсальной, некоей непреложной истиной.

* Так же, т.е. в обобщенном значении, стало восприниматься вне контекста и употребленное в ленинском высказывании местоимение мы, хотя в беседе оно явно имело значение совместно-ограничительное (см. раздел "Употребление местоимений различных разрядов").

Использование формы настоящего времени

Семантическая многоплановость формы настоящего времени широко используется как стилистическое средство для повышения выразительности речи.

Отмечается несколько случаев употребления настоящего конкретного времени для обозначения действий, происходящих в прошлом.

Общим для всех них является то, что использование настоящего конкретного времени помогает представить действие более наглядно, чем при употреблении формы прошедшего времени. Однако каждый из них характеризуется особым отношением между временным планом событий, о которых сообщается, временным планом автора и временным планом читателя.

1. Настоящее "репортажное". Оно весьма распространено в публицистических текстах, в первую очередь в жанре репортажа, а также в тех публицистических произведениях, которые в отдельных фрагментах строятся подобно репортажу (очерк, интервью). Например: "С Дианой фон Фюрстенберг, имя которой вы можете обнаружить в Америке на этикетках, платье, духах, туфлях, мы увиделись в ее нью-йоркской студии. Студия как студия. Фотопортреты "звезд", безголовая скульптура вскочившего на помост спортсмена, во много раз увеличенные ракурсы ног, локтей, туфель, нарисованных и "живых", – весь этот как бы непреднамеренный поп-арт составляет прелесть художественного пространства комнаты. ...Но вот все это оживает в слове, обозначается низким, мелодичным голосом. Женщина, стремительно возникшая перед нами, необыкновенно привлекательна... Она начинает говорить с порога, объясняя, показывая, от нее как бы исходит электричество. Тебя обволакивает низкий, со страстью, голос. "Знаете, в моей жизни столько было необычного, невероятного", – будто куда-то торопится Диана, фразы обрываются междометиями, восклицаниями... Она испытующе смотрит на меня..." (Богусл.).

В этом случае, с одной стороны, журналистика как бы ведет трансляцию с места того события, о котором повествует, создается иллюзия, что момент речи автора полностью совпадает с моментом протекания действия. С другой стороны, задачи пишущего – включить и читателя в тот же временной план, сделать его очевидцем тех событий, о которых рассказывается. Не случайно именно в репортажах возможно употребление местоимения мы, объединяющего в себе автора и читателя.

2. Настоящее историческое также связано с использованием значения настоящего конкретного времени для называния действий, происшедших в прошлом. Характерным примером употребления настоящего исторического является рассказ незадачливого героя А.П. Чехова о курьезном случае, который с ним произошел: "Ахинеев почесался и, не переставая конфузиться, подошел к Падекуа. "Сейчас я в кухне был и насчет ужина распоряжался, – сказал он французу. – Вы, я знаю, рыбу любите, а у меня, батенька, осетр, вво! В два аршина... Да, кстати... чуть было не забыл... В кухне-то сейчас, с осетром с этим – сущий анекдот! Вхожу я сейчас в кухню и хочу кушанья оглядеть... Гляжу на осетра и от удовольствия... от пикантности губами чмок! А в это время вдруг дурак этот Ванькин входит и говорит... "А-а-а... вы целуетесь здесь? "С Марфой-то, с кухаркой! Выдумал же, глупый человек! У бабы ни рожи, ни кожи, на всех зверей похожа, а он... целоваться! Чудак! "Здесь, в отличие от настоящего "репортажного", форма глаголов вхожу, гляжу, входит, говорит не устраняет до конца дистанцию во времени между событиями, о которых сообщается, и временем рассказа о них. Сам говорящий как бы возвращается в ту ситуацию, о которой сообщает, заново переживая ее. Но его задачей не является включить и слушающего в эту ситуацию; слушателем эти события воспринимаются как уже произошедшие. Никакое мы, предполагающее совокупность "говорящий + слушающий", здесь невозможно. Настоящее историческое широко используется в устной речи, при непосредственном сообщении, а также в прямой речи персонажей.

3. Настоящее изобразительное встречается преимущественно в художественной литературе и выполняет в ней художественно-изобразительную функцию. Оно помогает запечатлеть картину природы, картину мира, которая существует как бы объективно, по воле автора и которая вне зависимости от момента речи автора предстает перед обобщенным читателем. В этой функции формы настоящего времени глагола очень часто используются в поэзии; можно назвать множество стихотворных произведений, построенных при употреблении в основном настоящего изобразительного. Например: "Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин" (П.) и т.д. Настоящее изобразительное мы находим в стихотворениях "Бесы", "Желание", "Узник" А.С. Пушкина, "Выхожу один я на дорогу...", "Тучи", "Парус" М.Ю. Лермонтова. А вот отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака "Баллада", где все глагольные формы, за исключением последней, представляют собой настоящее изобразительное: "На даче спят. В саду, до пят Подветренном, кипят лохмотья. Как флот в трехъярусном полете, деревьев паруса кипят. Лопатами, как в листопад, Гребут березы и осины. На даче спят, укрывши спину, Как только в раннем детстве спят".

В прозе настоящее изобразительное также встречается довольно часто. Обычно оно включается в повествовательный текст, строящийся при использовании глаголов в форме прошедшего времени, и создает как бы крупный план, фиксирует описываемую картину, ситуацию. Этим отличается повествование в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия", например: "Пышут жаром разрисованные изразцы, черные часы ходят, как тридцать лет назад: тонк-танк. Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года, во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких новых туфлях, в любимой позе – в кресле с ногами.... Но, несмотря на все эти события, в столовой, в сущности говоря, прекрасно. Жарко, уютно, кремовые шторы задернуты. И жар согревает братьев, рождает истому. Старший бросает книгу, тянется..." или: "Ночь важная, военная. Из окон мадам Анжу падают лучи света. В лучах дамские шляпы, и корсеты, и панталоны, и севастопольские пушки. И ходит, ходит маятник-юнкер, зябнет, штыком чертит императорский вензель. И там, в Александровской гимназии, льют шары, как на балу. Мышлаевский, подкрепившись водкой в количестве достаточном, ходит, ходит, на Александра Благословенного поглядывает, на ящик с выключателями посматривает".

Но иногда небольшой прозаический текст целиком строится при использовании настоящего изобразительного. Таковы, например, многие рассказы А.П. Чехова: "Хамелеон", "Хирургия", "Злоумышленник", "Налим", "Загадочная натура" и др.

4. Настоящее информирующее употребляется для простой констатации действий, происходивших в прошлом, когда формы настоящего времени просто как бы фиксируют те действия, факты, которые названы глаголами, а временная дистанция между этими действиями, с одной стороны, и автором и читателем, с другой стороны, явственно ощущается. Например:

"Унесенные ветром" появляются в самый разгар Великой депрессии и предлагают читателям любовь, преодоление, приключения, вписанные в жизнь сильной и самостоятельной женщины, само существование которой воспринималось как отрицание того, во имя чего война велась" (Незав. газ. 1991. 19 нояб.); "Он [американский астронавт Нейл Армстронг] был совсем молоденький, худенький, когда привезли его в Корею и посадили на самолет... Потом семь лет в Калифорнии он работает летчиком-испытателем. Летает хорошо, умно, настолько хорошо, что ему доверяют драгоценный опытный экземпляр сверх-истребителя "Х-15", который мог подняться так высоко, что небо над головой было совсем черным" (Голов.).

5. Настоящее комментирующее встречается в названиях произведений живописи, изображающих конкретную событийную ситуацию: "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (И.Е. Репин); "Петр I допрашивает царевича Алексея" (Н.Н. Ге); сценических ремарках: "Аркадина: Мопассан. "На воде", милочка. (Читает несколько строк про себя.) Ну, дальше неинтересно и неверно. (Закрывает книгу.) Неспокойна у меня душа..." (Ч.). В публицистике в этой функции формы настоящего времени нередко используются в текстовках, комментариях к публикуемым в газетах и журналах фотографиям. Например: "Мастера-гончары демонстрируют свое умение" (Моск. комс. 1989. 29 авг.); "Юноша на снимке играет Гамлета, девушка – Офелию. Текст Шекспира они наизусть не знают, но слова им подсказывает гипнотизер, а уж играют они так пылко, что удивились бы Смоктуновский и Вертинская" (Нед. 1989. № 29). Здесь глаголы в форме настоящего времени обозначают действия, совпадающие не с моментом речи пишущего, а с моментом их осуществления, зафиксированным на живописном полотне, на фотографии и т.д. Обобщенным адресатом эти действия каждый раз воспринимаются как развивающиеся на его глазах, а автор как бы оказывается за рамками общения, устраняется из ситуации. Авторская речь построена таким образом и в таком временном плане, как она была бы построена, если бы ее производил сам адресат (адресат смотрит на картину, на фотографию и отмечает то, что он видит, что происходит на его глазах).

Настоящее конкретное может использоваться и в значении будущего времени в двух случаях.

1. Настоящее намеченного действия: действие осуществится в будущем, но намерение, решимость его осуществить и твердая уверенность в том, что оно осуществится, проявляются в настоящем. Например: "Завтра еду домой"; "Завтра сдаю экзамен" или: "С 1990 г. приложение [к журналу "Вопросы философии"] передается к выпуску – на... полиграфическую базу издательства "Наука".... Дело в том, что издательству "Наука" передается издательская деятельность по выпуску ряда журналов, принадлежащих Академии наук СССР" (Ог. 1989. № 38); "22 ноября Комитет советских женщин совместно с Московской биржей труда и концерном МОСТЕКС проводит благотворительную ярмарку рабочих мест для москвичек, желающих трудиться на предприятиях хлопчатобумажной промышленности" (Кур. 1991. 19 нояб.).

2. Настоящее воображаемого действия– с помощью форм настоящего времени говорящий рисует картину действий, которые будут происходить в будущем, как развивающиеся на его глазах: "А потом будут сумерки, освященная церковь, суета возле паперти... Подкатывают кареты, и щеголь-пристав горячится, чтобы сохранить порядок в этой церемонии" (Бун.).

Настоящее абстрактное время встречается в публицистических, научных, художественных текстах, в пословицах, поговорках и афоризмах – вообще везде, где необходимо выразить, обозначить вневременные, обобщенные свойства явлений, связи между ними. Например: "Там, где появляются руины, все вокруг рушится само собой, даже если видимость нормальной жизни еще сохраняется" (Гор.); "Когда государству нечего дать своим гражданам – оно дает свободу" (Незав. газ. 1991. 19 нояб.); "Настоящий художник не "занимает" и не "развлекает": он овладевает и сосредоточивает" (И.И.); "Там, где начинается единство, там заканчивается парламент" (Юн. 1991. № 3).

Следует иметь в виду, что "гипнотическая" сила тех языковых средств, с помощью которых может быть выражена идея универсальности, обобщенности*, столь велика, что с их помощью любое, даже заведомо ложное, абсурдное с точки зрения логики и здравого смысла, высказывание может быть подано как некая непреложная истина, например: "Зимой рыбы живут в гнездах, а летом в ульях", "Черепахи водятся на севере", "Все кошки едят кукурузу", "Злоба красит человека", "Мужчина с бородой и усами не может быть настоящим журналистом". Или: "Независимость начинается с желудка" (заголовок – Собес. 1990. № 31). Построенные подобным образом высказывания далеко не всегда безобидны и могут стать демагогическим средством, воздействующим на сознание читателей, слушателей. Вот, например, определение сущности религии, данное в "Атеистическом словаре", построенное при использовании настоящего абстрактного времени: "Религия извращает реальные отношения в природе, наделяет их вымышленными качествами и свойствами, дезориентирует людей в познании и преобразовании мира, увековечивает зависимость человека от стихийных природных и социальных сил" (Атеистический словарь. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 383). Это же использование времени находим в печально известном постановлении ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград": "Наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства". Сюда же можно отнести такие ставшие крылатыми для наших людей и долго воспринимавшиеся как директивы, принципы, которым необходимо следовать, высказывания: "Если враг не сдается, его уничтожают" (М.Г.); "И песня, и стих – это бомба и знамя! И голос певца подымает класс" (Маяк.).

Использование глаголов в прошедшем времени

Глаголы в форме прошедшего времени по-разному характеризуют действие в прошлом в зависимости от вида глагола.

1. Глаголы совершенного вида могут выражать так называемое перфектное значение, т.е. указывать на действия, совершившиеся в прошлом с результатом либо в прошлом, либо в настоящем. Например: "Причины появления трудовой книжки были, очевидно, серьезные. Накануне 1921 года произошел резкий спад темпов промышленного производства. Заводы стали закрываться. Рабочие в огромном количестве ринулись в деревню. Чтобы предотвратить развал экономики, решено было ввести нэп... И чтобы упорядочить учет рабочей силы... вводятся трудовые списки" (Моск. комс. 1989. 6 июля) – глаголы совершенного вида указывают на процессы, связанные в прошлом причинно-следственными отношениями; "Сложилось мнение, что есть науки для избранных. К ним мы привыкли относить и богословие" (Моск. комс. 1989. 10 авг.) – сложилось, т.е. существует и в настоящем времени, сейчас; "привыкли относить", т.е. относить и сейчас.

2. Кроме того, с помощью глаголов совершенного вида говорящий может указывать на последовательность сменявших друг Друга в прошлом действий: "Сигарета в птичьем клюве стала причиной пожара в одном из домов американского городка Дженнет в штате Пенсильвания. Как считают пожарные, птица подобрала на земле непогашенный окурок и принесла его в свое гнездо под крышей дома. Оттуда огонь перекинулся на балкон и обшивку стен" (Моск. пр. 1989. 27 авг.).

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени обычно обозначают имевшие место в прошлом действия вне их связи с настоящим. Такие глаголы могут обозначать:

1. Действия как процессы, свойства, присущие предметам, лицам в прошлом. Так, глаголы несовершенного вида широко используются при описании картин природы, характера, поведения человека и т.д. Вот как, например, рассказывает Анатолий Найман об Анне Ахматовой: "В беседе она всегда была сама собой, произносила фразы спокойным тоном, предельно ясно и лаконично, не боялась пауз и не облегчала, как это принято, ничего не значащими репликами положение собеседника, если ему было не по себе".

2. Глаголы несовершенного вида могут обозначать регулярно повторяющиеся, а также закономерно связанные друг с другом действия. Например: "Парламенты в зарубежных странах возникли в разное время и в разных условиях... Чего только не бывало в их истории! Впрочем, одного не бывало наверняка: единства. Там, где возникало единство, там сразу кончался парламент и начинались фикция, комедия, фарс" (Юн. 1991. № 3).

3. Наконец, глаголы несовершенного вида могут употребляться для констатации каких-либо действий в прошлом: "Как уже сообщалось, 4 июля... при выполнении тренировочного полета над территорией Польской Народной Республики из-за неисправности авиационной техники... советский летчик был вынужден катапультироваться с самолета-истребителя МиГ-23-М... Самолет продолжал неуправляемый полет в западном направлении и упал на территории Бельгии" (Моск. комс. 1989. 6 июля).

4. Кроме того, некоторые глаголы прошедшего времени употребляются как бы в переносном значении – для указания на действия, которые совершатся в будущем. В основном это некоторые глаголы движения в предложениях типа: "Ну я пошел!", "Ты уже поехал?", а также глаголы, выражающие эмоционально-экспрессивную оценку в предложениях типа: "Мы погибли!", "Я пропал". В этом случае будущее действие представляется как уже начавшееся, этим выражается уверенность говорящего, что действие непременно осуществится. Такие предложения имеют разговорный характер и употребляются в основном в устной речи.

Употребление форм будущего времени

Форма будущего простого времени (т.е. форма будущего времени глаголов совершенного вида) употребляется в следующих случаях.

1. В основном значении – для указания на отдельные, единичные действия в будущем: "В эту субботу впервые москвичи увидят на стадионе "Динамо" театрализованное представление, в котором главные роли отведены.... собакам самых разных пород... Гости представления увидят летучий бег спринтера охотничьих забав, своеобразного чемпиона по скоростным качествам, грейхаунда... Рядом с длинноногой борзой помчится, мало уступая ей в темпе, совсем небольшая собака – уипет, также признанный мастер бега" (Сов. культ. 1989. 31 авг.).

2. Для указания на такую ситуацию, которая возможна вообще (обобщенное значение) и типична не только для будущего, но и для настоящего. Вот как, например, рассказывает "Московская правда" о разительном несоответствии иных московских витрин тем товарам, которые можно на самом деле купить в магазинах: "Любой приезжий, даже не зная ни слова по-русски, посчитает снабжение города превосходным. Красочные слайды и надписи уверят его, что соки полезны всем, что богат и разнообразен у нас выбор сыров и колбас, а солнечные лимоны есть, видимо, всюду, где их советуют употреблять как можно активнее... Возможно, гость захочет захватить на ужин мечниковскую простоквашу и кусочек нежирного окорока. Хоть мы-то знаем, что довольствоваться ему придется яичницей без окорока в гостиничном буфете" (Моск. пр. 1989. 5 сент.). Ср. также использование этой формы в пословицах: "Как аукнется, так и откликнется", "Что посеешь, то и пожнешь".

3. В сочетании с отрицанием не форма будущего простого может обозначать действие, которое говорящий не может осуществить в настоящем времени: "никак не пойму", "никак не вспомню", "никак не найду".

4. Формы будущего простого времени могут выступать в изобразительной функции*:

а) при описании сменяющих друг друга действий: "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит" (П.);

б) при описании действий, связанных друг с другом причинно-следственными или временными связями: "Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом..."; "Иван Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха: он тогда выходит из себя, и тарелку кинет, и хозяину достанется"; "Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись на бумажке: сия дыня съедена такого-то числа. Если при этом был какой-нибудь гость, то: участвовал такой-то" (Гог.).

5. Наконец, формы будущего простого времени могут обозначать внезапные действия в прошлом, отличавшиеся большой интенсивностью (часто с частицей как): "Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.." (П.).

Будущее сложное время (т.е. форма будущего времени глаголов несовершенного вида) употребляется главным образом в основном значении – для указания на те процессы, которые будут протекать в будущем: "...В этом году впервые "Московскую красавицу" будут определять сами москвичи" (Моск. комс. 1989. 9 сент.); "Кто будет преподавать в гимназии? Учителя и кое-кто из научных работников" (Изв. 1989. 1 сент.). Иногда формы будущего сложного используются в речи переносно – для указания на типичную ситуацию (обобщенное значение): "В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться, что говорил много, но никогда, что мало" (Писем.).