Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге Английский язык - профессионально Учебники и сборники упражнений по грамматике английского языка / Маслов ю.С. "Введение в языкознание"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После того как в предыдущих главах книги были рассмотрены все разделы курса «Введение в языкознание», целесообразно подвести итоги, еще раз подчеркнув те принципиальные особенности современной отечественной науки о языке, которые противопоставляют ее откровенно реакционным направлениям зарубежной лингвистики. Выше мы видели, что отечественное языковедение рассматривает язык в теснейшей связи с обществом, с общественной практикой людей, с конкретной историей народа. Тем самым оно принципиально противостоит концепциям тех лингвистов-структуралистов, которые призывают изучать язык «в себе и для себя», как «сетку чистых отношений», как «чистую форму», в отрыве от общества, от истории, от самого говорящего человека с его практическими, социально обусловленными интересами и потребностями. Выше мы видели также, что отечественное языковедение исходит из неразрывной диалектической связи языка и мышления, языка и сознания, что оно во внешних формах языка видит своеобразные, порой очень сложные и тонкие средства для достижения определенной цели —для оформления и выражения мысли и передачи ее другим людям в процессе общения, в ходе бесконечно углубляющегося познания действительности.
Хотя языковая форма отнюдь не безразлична для выражаемой мысли, глубоко неправы те ученые, которые полагают, будто мышление и практическое поведение людей и целых народов определяются формами их языка. Решительно и бескопромиссно наше отечественное языковедение отвергает любые проявления расизма и шовинизма в рассуждениях о языке, любые попытки реакционных псевдоученых «доказать» неравноценность языков и говорящих на них народов и, превознося один (обычно свой) язык как «самый совершенный», дискредитировать другие как «неполноценные» и «ущербные». Мы констатируем существующую в сов-ременном мире фактическую разнородность языков, проявляющуюся в различиях их общественного статуса, в объеме функций, в степени разработанности их словаря, синтаксиса, системы функциональных стилей. Но мы понимаем эту разнородность как обусловленную не «расовой неполноценностью» того или иного народа, а сложившимися культурно-историческими условиями.
В принципиальном плане мы в духе интернационализма отстаиваем идею равноценности всех языков, «больших» и «малых», письменных и бесписьменных, равное право их всех вносить свою лепту в сокровищницу общечеловеческой культуры и, в частности, быть для языковеда объектом научного исследования 1 . Языковед не может быть только кабинетным теоретиком. Он всегда должен быть готов применить свои знания на практике, в любой работе, связанной с языком, — как в деле просвещения и развития культуры своего народа, так и в деле укрепления связей между народами на благо мира во всем мире.
Более подробная критика чуждых нам взглядов в науке о языке дана в книгах: Будагов Р. А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978; Язык и идеология: критика идеалистических концепций функционирования и развития языка. Киев, 1981.
Table 'hapwru_lady.categories_colibri' doesn't exist
- Глава III - лексикология
- 1. Слово как единица языка
- § 106. Разновидностями лексических микросистем являются также 1) антонимические пары и 2) синонимические ряды.
- 3. Полисемия слова
- 4. Омонимия слов
- § 115. От полисемии слова следует отличать омонимию слов, т. Е. Тождество звучания двух или нескольких разных слов. Эти разные, но одинаково звучащие слова называют омонимами.
- § 116. Омонимия—явление многогранное, и классифицировать омонимы приходится под несколькими разными углами зрения.
- 5. Мотивировка слова
- 6. Устойчивые словосочетания. Фразеологизмы
- § 126. В каждом языке широко употребляются устойчивые, традиционно повторяющиеся сочетания слов. Они противостоят переменным словосочетаниям, свободно создаваемым в процессе речи.
- 7. Лексикография
- § 132. Общее понятие о лексикографии дано в §87. Составляемые лексикографами словари чрезвычайно разнообразны по своему назначению, объему, по характеру и способам подачи включаемого материала.
- § 146. От грамматических категорий нужно отличать грамматические разряды слов. Среди этих разрядов есть семантико-грамматические и формальные.
- § 146. От грамматических категорий нужно отличать грамматические разряды слов. Среди этих разрядов есть семантико-грамматические и формальные.
- § 153. Экспонент сегментной морфемы — части слова — включает следующие характеристики:
- § 158. С учетом функциональной и смысловой близости между аффиксами и служебными словами рассмотренные типы морфем группируют еще и по-другому. Среди них выделяют:
- § 166. В предшествующем изложении мы не раз сталкивались с фактами варьирования морфем. Чем же обеспечивается единство морфемы при наличии расхождений между ее вариантами?
- 3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
- § 175. Рассмотрим другие типы производящих основ и словообразовательных формативов.
- § 177. Рассматривая словообразовательную структуру, важно различать 1) регулярные и нерегулярные образования и 2) продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели.
- 4. Части речи
- 5.Синтаксис
- § 195. От слова однословное предложение внешне отличается интонацией. По
- § 201. Выражение синтаксических связей и функций с помощью аранжировки (порядка слов). Различаются следующие случаи.
- 1.Проблема происхождения языка
- 2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи
- § 227. С процессами, рассмотренными в предыдущем параграфе, сравним процессы переименования, т.Е. Смены словесного обозначения без смены соответствующих денотатов.
- 4. Исторические изменения в грамматическом строе
- 5. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие о звуковом законе
- §244. Как все в языке, звуковая его сторона подвергается изменениям на протяжении истории.
- § 245. Звуковые изменения, наблюдаемые в истории языков, можно подразделить на регулярные и спорадические.
- § 247. Регулярные звуковые изменения можно подразделить на (позиционно или комбинаторно) обусловленные и фронтальные (традиционный термин «спонтанные»).
- § 248. Формулировка любого звукового закона предполагает сравнение. В разных случаях используются три вида формулировок:
- 1.Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое языковедение
- 1.Вступительные замечания
- 2. Основные вехи в историческом развитии письма
- § 278. В дальнейшем постепенно вырабатывались те или иные способы обозначать гласные. Пути этого развития в разных системах оказались разными.
- 4. Транскрипция и транслитерация
- Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге Английский язык - профессионально Учебники и сборники упражнений по грамматике английского языка / Маслов ю.С. "Введение в языкознание"