34. Основные направления современной лингвистики.
Генеративная лингвистика - одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Ноама Хомского в конце 50-х годов 20 века и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для ГЛ типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики. ГЛ выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: четко различаются компетенция - знание языка и употребление - использование языка в речевой деятельности. ТПГ описывает прежде всего компетенцию говорящего. Структура грамматики имеет три основных компонента: синт., сем. и фон., из которых центральный - синтаксис, а семантика и фонология выполняют по отношению к нему интерпретирующую ф-цию.
В ТПГ вводится два уровня синт представления: глубинная структура и поверхностная структура, задачей синт описания является исчисление всех глубинных и поверх структур, а также установление между ними строгого соответствия.
"Бобры строят плотины. Плотины строятся бобрами." Пассивизация. Ядерное предложение.
Прагмалингвистика - область языкознания, изучающая функционирование языковых знаков в речи в аспекте отношения "знак - пользователь знака". Теоретические основания прагмалингвистики были заложены к 60-м годам 20-го века трудами лингвистов-философов Оксфордской школы. В 60-70 гг. для становления прагмалингвистики как науки о языке в его живом функционировании возникли объективные предпосылки - возможность легко получать, хранить и анализировать магнитофонные и видеозаписи речевого общения. Цель ПЛ - изучение языка в контексте - социальном, ситуативном и пр., т.е. исследование языка как средства коммуникации.
Психолингвистика - наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, П проверяет их путем психологических экспериментов, т.о., будучи по предмету исследования близка к лингвистики, по методам П ближе к психологии. П возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным, как то: обучение родному и иностранному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности СМИ, авиационная и космическая психология, судебная психология и криминалистика (опознание людей по особенностям их речи), проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в компьютеры и т.д. Термин П вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим названием, но идеи, близкие к проблематике П, развивал в СССР еще в начале 30-х гг. психолог Выготский.
Его ученик Лурия разработал основы нейролингвистики, научной дисциплины, возникшей на стыке неврологии и лингвистики и изучающей систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.
Этнолингвистика — область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы, которые можно назвать «когнитивной» (антропологическая лингвистика) и «коммуникативной» (лингвистическая антропология).
- 1. Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка.
- 2. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
- 3. Генеалогическая классификация. Праязык как историческое понятие.
- 4. Виды типологической классификации.
- 5. Доалфавитный период в истории письменности.
- 6. Разновидности фонетического письма. История алфавита.
- 7. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.
- 8. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.
- 9. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
- 10. Понятие функции языка и функции речи.
- 11. Функционирование, развитие и история языка.
- 12. Внутренние и внешние законы развития языка.
- 13. Биологическая основа языка и сознания.
- 14. Языковое сознание и картина мира.
- 15. Акустический аспект изучения и классификации звуков речи.
- 16. Учение о фонеме.
- 17. Методы и приемы экспериментальной фонетики.
- 18. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова; полисемия; омонимия.
- 19. Слово и понятие.
- 20. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.
- 21. Понятийные и грамматические категории.
- 22. Уровни грамматики языка и их единицы. Грамматическое значение и грамматическая форма.
- 23. Традиционная классификация частей речи. История вопроса.
- 24. Преимущества и недостатки лексико-семантического, морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.
- 26. Генезис и функции частей речи.
- 27. Проблема границ слова в лингвистике (грамматический аспект).
- 28. Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции.
- 29. Предикация и номинация.
- 30. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания и предложения.
- 31. Полупредикативные (потенциально предикативные) и полипредикативные единицы.
- 32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.
- 33. Сравнительно-историческое языкознание и младограмматизм.
- 34. Основные направления современной лингвистики.