32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.
Логическое направление — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношении к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
Логический подход к языку характерен для воззрений греческих философов 5—1 вв. до н. э., для концепций западноевропейской схоластической науки (логики и грамматики) средневековья, для рационалистических концепций языка, лежащих в основе всеобщих (философских) грамматик (17 — 1‑я половина 19 вв.), а также для ряда школ и течений в логике, философии и лингвистике конца 19 — 20 вв. (философии анализа, лингвистической философии, философских логик, логического анализа естественных языков).
Связь языкознания с логикой является изначальной. Сам термин «логика», введённый стоиками (в отличие от них Аристотель применял к законам мышления термин «аналитика»), обозначал словесное выражение мысли (λόγος). Основным для большинства греческих мыслителей являлся принцип «доверия языку» в его обнаружении разума и доверия разуму в его познании физического мира. Предполагалось, что, подобно тому как имя выражает сущность обозначаемого им предмета (тезис реалистов в их споре с номиналистами), структура речи отражает структуру мысли (см. Античная языковедческая традиция). Поэтому теория суждения основывалась на свойствах предложения, способного выражать истину. Наиболее ранние термины, применявшиеся греками к языку, имели синкретический логико-лингвистический смысл. Термином λόγος обозначались и речь и мысль, и суждение и предложение; имя (греч. ὄνομα) относилось и к классу слов (существительным), и к их роли в суждении (субъекту); глагол (греч. ῥῆμα) означал и часть речи, и соответствующий ей член предложения (сказуемое) и т. п. Логические, синтаксические и формально-морфологические аспекты единиц речи воспринимались в их нерасчленённой целостности, предполагающей прямую обусловленность формы логической функцией. Таким образом, внимание фиксировалось на случаях взаимного соответствия, гармонии логических и языковых (как формальных, так и содержательных) категорий. В центре анализа — логически релевантные единицы, прежде всего предложение-суждение, с которым связывались значения истинности и модальности. Этим определялся функциональный (в противовес формальному) подход к речи, понимаемой как сопряжение обозначающего, обозначаемого и предмета.
________________________________________________
- 1. Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка.
- 2. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
- 3. Генеалогическая классификация. Праязык как историческое понятие.
- 4. Виды типологической классификации.
- 5. Доалфавитный период в истории письменности.
- 6. Разновидности фонетического письма. История алфавита.
- 7. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.
- 8. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.
- 9. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
- 10. Понятие функции языка и функции речи.
- 11. Функционирование, развитие и история языка.
- 12. Внутренние и внешние законы развития языка.
- 13. Биологическая основа языка и сознания.
- 14. Языковое сознание и картина мира.
- 15. Акустический аспект изучения и классификации звуков речи.
- 16. Учение о фонеме.
- 17. Методы и приемы экспериментальной фонетики.
- 18. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова; полисемия; омонимия.
- 19. Слово и понятие.
- 20. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.
- 21. Понятийные и грамматические категории.
- 22. Уровни грамматики языка и их единицы. Грамматическое значение и грамматическая форма.
- 23. Традиционная классификация частей речи. История вопроса.
- 24. Преимущества и недостатки лексико-семантического, морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.
- 26. Генезис и функции частей речи.
- 27. Проблема границ слова в лингвистике (грамматический аспект).
- 28. Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции.
- 29. Предикация и номинация.
- 30. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания и предложения.
- 31. Полупредикативные (потенциально предикативные) и полипредикативные единицы.
- 32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.
- 33. Сравнительно-историческое языкознание и младограмматизм.
- 34. Основные направления современной лингвистики.