17. Методы и приемы экспериментальной фонетики.
Самонаблюдение без помощи инструментов может иметь объектом как данные мускульного чувства, так и слуховые данные. При самонаблюдении пользуются зеркалом (для определения положения губ, раствора рта), свечкой (для наблюдения за ходом воздушной струи), ларингоскопом (позволяет вести наблюдения за нёбом, язычком и гортанью). Все эксперименты проводятся многократно, так как для фиксации мускульных движений и слуховых впечатлений необходима известная тренировка.
Эксперименты с применением приспособлений, приборов и аппаратов.
В исследованиях звуков речи используют следующие методы и приборы:
- палатография - использование искусственного нёба для фиксации положения языка
- киносъемка - сопровождается синхронизированной звукозаписью
- микрофотосъемка - фотографирование артикуляции органов, расположенных внутри, с помощью миниатюрной фотокамеры
- рентгеносъемка - регистрация артикуляций с помощью рентгеновских лучей
- томография - более совершенный метод, позволяющий делать съемку не насквозь, а на заданной глубине
Данные методы можно применять одновременно (например, рентгенокиносъмка).
Методы, дающие косвенные визуальные данные звучащей речи.
Эти методы позволяют получить визуальные схемы звучания. Таких методов много, вот основные из них:
- кимография - эта методика состоит в непосредственной фиксации на движущейся бумажной ленте артикуляционных движений гортани, рта и носа с помощью писчиков, соединенных с тем, что непосредственно соприкасается с артикулирующими органами испытуемого. Кимография позволяет разложить артикуляцию речевого аппарата на носовую, ротовую и гортанную.
- осциллография - позволяет превратить колебательные движения воздушной среды в электрические, которые в дальнейшем передаются в осциллограф, преобразующий сигнал в цифровую форму и представляющий его в виде зигзагообразной линии - осциллограммы.
- спектография - при этой методике воздушная струя так же преобразуется в электрический сигнал, который проходит через фильтры спектографа. Это позволяет получить спектральную картину речевых звуков.
Современная компьютерная техника позволяет получить разнообразные акустические характеристики звуков, например, сведения об интенсивности, изменении основного тона в слове, фразе или более крупных отрезках речи.
_______________________________________________
- 1. Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка.
- 2. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
- 3. Генеалогическая классификация. Праязык как историческое понятие.
- 4. Виды типологической классификации.
- 5. Доалфавитный период в истории письменности.
- 6. Разновидности фонетического письма. История алфавита.
- 7. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.
- 8. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.
- 9. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
- 10. Понятие функции языка и функции речи.
- 11. Функционирование, развитие и история языка.
- 12. Внутренние и внешние законы развития языка.
- 13. Биологическая основа языка и сознания.
- 14. Языковое сознание и картина мира.
- 15. Акустический аспект изучения и классификации звуков речи.
- 16. Учение о фонеме.
- 17. Методы и приемы экспериментальной фонетики.
- 18. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова; полисемия; омонимия.
- 19. Слово и понятие.
- 20. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.
- 21. Понятийные и грамматические категории.
- 22. Уровни грамматики языка и их единицы. Грамматическое значение и грамматическая форма.
- 23. Традиционная классификация частей речи. История вопроса.
- 24. Преимущества и недостатки лексико-семантического, морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.
- 26. Генезис и функции частей речи.
- 27. Проблема границ слова в лингвистике (грамматический аспект).
- 28. Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции.
- 29. Предикация и номинация.
- 30. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания и предложения.
- 31. Полупредикативные (потенциально предикативные) и полипредикативные единицы.
- 32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.
- 33. Сравнительно-историческое языкознание и младограмматизм.
- 34. Основные направления современной лингвистики.