logo
Otvety_po_IOL

Вопрос 8. Эстрадная поэзия.

По словам Д. С. Лихачева, литературные течения второй половины ХХ века носят быстротечный характер, появляются и исчезают в зависимости от той или иной ситуации (литературной, общественной, политической и др.). Данную тенденцию можно проследить на примере «эстрадной» поэзии второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг. «Эстрадная» поэзия в данном случае выступает определенным показателем в жанровых изменениях литературы и общественного интереса к подобному виду словесного искусства, возникшего стихийно и стихийно ушедшего после изменившихся общественных условий. Ю. Н. Тынянов писал о традициях и влияниях поэзии, отмечая, что каждая эпоха выбирает из прошлой культуры то, что именно для нее ценно и насущно (в случае с «эстрадной» поэзией - громко огласить свои мысли, суждения, чувства после долгого молчания), при этом сфера преемственности со временем меняется; влияние может совершаться тогда и в таком направлении, в каком имеются для этого литературные условия.

Этим термином обычно обозначают исторически конкретное явление в истории русской литературы, когда на рубеже 1950-1960-х годов несколько поэтов (прежде всего, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский) начали читать свои стихи в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках, в других залах, рассчитанных на сотни и тысячи слушателей. Эта практика в ту, еще дотелевизионную, эпоху, во-первых, сделала их безусловными литературными звездами, а во-вторых, непосредственным образом сказалась на характере самих «эстрадных» стихов, стимулируя тяготение этих поэтов (и их последователей) к повышенной коммуникативности, форсированно яркой образности, исповедальному и проповедническому пафосу, афористичности и публицистичности, эффектным ораторским жестам. Голос и манера поведения поэта, его имидж, легенда, окутывающая его образ, при этом органичной и неотъемлемой частью входят в состав лирического месседжа, облегчают его усвоение максимально широкой аудиторией слушателей. 

«Эстрадная» поэзия в целом характеризуется заметными формальными и функциональными изменениями стиха, отмечаются интонационные изменения (доминирует разговорная интонация – беседа, монолог, диалог). Наличествует соответствующее изменение в использовании тропов и синтаксических фигур (метафоризация, риторические фигуры - вопросы, восклицания, а также - эллипсис, инверсия и др.). Для «эстрадной» поэзии характерны ритмические и рифмические переносы, частое использование предударной рифмы (корневой) и др. Именно эти качества «эстрадной» поэзии сближают ее с поэзией начала ХХ в. (например, с поэзией В. В. Маяковского).

Представители «эстрадной» поэзии создавали свою новую мифологию, соответствующую духу времени хрущевской «оттепели». Развенчивая культ личности Сталина, они утверждали «культ личности Ленина», который в их произведениях становился непререкаемым авторитетом. Внутренняя психологическая сторона творчества воплощалась в раскрытии своего представления об окружающем мире в различных образах.

«Эстрадная» поэзия, в определенной мере, стала осознавать опыт литературных течений и школ начала ХХ в. Этому содействовала моральная атмосфера, порождавшая смелость (говори что хочешь), честность (говори, что думаешь). Поэты попытались подключиться к прерванному историческому опыту. В связи с этим слова «любовь», «дружба», «товарищество» и др. вновь приобрели свои идейную ценность. Поэты стараются бороться против внедренных в литературу универсальностей: злоупотреблением лозунговыми словами, бюрократизмами, восхвалениями и прочими атрибутами тоталитарной системы, построенной на лжи и страхе.

Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина и другие представители «эстрадной» поэзии данного периода своим творчеством формировали это явление, новый тип молодого человека. Отмечалась небывалая популярность поэзии: в десятки раз возросли тиражи книг стихов. Например, сборник стихов Р. И. Рождественского «Сын Веры» (1966), выпущенный тиражом 100000 экземпляров, разошелся мгновенно. Поэтические вечера проходили в огромных аудиториях, на площадях, стадионах. С одной стороны, представители «эстрадной» поэзии были разочарованы в предшествовавшей им действительности, с другой – стремились к борьбе за очищение революционных идеалов, в чем отразилась известная утопичность их взглядов. В них существовал «страстный прорыв к общечеловеческим, христианским, абсолютным идеалам».

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений ЕвтушенкоБелла АхмадулинаАндрей Вознесенский,Владимир Цыбин. Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве — биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

Печататься начал в 1950 году. В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей (наряду с Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенским, Б. А. Ахмадулиной и другими), «молодой поэзии» 1950—1960-х годов, творчество которого отличали не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразя ритмическую структуру стиха, Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен («Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», 1968, режиссёр Э. Г. Кеосаян, «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и др., в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король», муз. Т. Н. Хренникова, «Тётка Чарлея», муз. О. Б. Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями», муз. В. Я. Шаинского). На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д. Б. Кабалевский. Оставил книгу литературно-критических записок «Разговор пойдёт о песне».

Массового успеха этот тип поэтической коммуникации пока не имеет. Зато он стопроцентно востребован в бесчисленных литературных салонах и клубах, где, – продолжим цитирование Яна Шенкмана, – «публика ожидает, что ее рассмешат или на худой конец удивят. ‹…› За отсутствием иронии сойдут и другие привлекающие внимание странности: мат, сленг, компьютерная терминология, гомосексуальные и наркотические сюжеты…