logo
Т

§94. Речь на презентации

§ 94. Презентация. Широкое распространение в современной деловой жизни России получили презентации вновь организованных предприятий, сочетающие в себе черты пресс-конференции и официального приема, которые могут сопровождаться щедрым угощением. Презентация в переводе с английского языка означает "представление чего-либо кому-либо". Сегодня представляются вновь открывающиеся банки, магазины, фирмы, новые виды продукции, газеты, новые музыкальные альбомы, книги и т. п. Презентации устраиваются в системе "паблик рилейшнз" с целью улучшения имиджа предприятия (учебного заведения, организации и т. п.) углубления и расширения деловых контактов, приобретения партнеров и потребителей, получения нужной информации. На презентации приглашаются представители власти, деловых кругов, представители общественности, журналисты. Они имеют статус гостей мероприятия, причем выступают не как частные лица, а как носители соответствующих социальных ролей. Даже если на презентации, например, нового магазина окажутся случайные прохожие, они получат статус потенциальных покупателей и именно в этой роли примут участие в мероприятии. Если на собраниях, совещаниях, пресс-конференциях и т. п. должностные лица осуществляют свою непосредственную производственную роль, по на презентации они осуществляют представительскую функцию. Общение оценивается как групповое.

Существует совокупность правил, норм, традиций, выработанных для проведения подобного вида официального общения.

В рамках презентации как речевого события, разумеется возможны разные по жанру речи, однако стержнем этого мероприятия обычно является речь на презентации — эпидейктическое выступление, призванное подчеркнуть значимость представляемого предмета, вызвать чувство гордости причастность к событию. Причем если предмет достаточно сложен, таких речей может быть несколько. Например, на презентации нового учебного заведения кроме ректора, представляющего вуз в целом, могут выступать деканы факультетов, представляющие свои подразделения, проректоры, представляющие свои направления работы и т. п.

Однако не все выступления в рамках презентации являются эпидейктическими речами. В зависимости от ситуации и преимущественных целей устроителей здесь могут звучать и информационные (например, рассуждения о перспективах развития предприятия), и призывающие к действию (например, рекламного характера) речи.

Речь на презентации — это эпидейктическое выступление, призванное предъявить общественности некоторый новый объект и сформировать к нему положительное отношение.

Оратор этой речи — официальное лицо, чаще всего хозяин мероприятия (директор, председатель оргкомитета и т. п.) В отличие от вступительного слова, которое является формальной рамочной речью, и поэтому может произноситься назначенным ведущим, речь на презентации как стержневое и наиболее значимое выступление всегда имеет субъектом того, кто несет ответственность за предъявляемый объект.

Речь на презентации имеет некоторые особенности по сравнению с другими эпидейктическими речами, поскольку может включать в себя довольно большие блоки информации. Это приводит к тому, что иногда такие речи квалифицируются как информационные. Однако это не так. Здесь важно еще раз напомнить, что род речи по цели определяется по главной коммуникативной интенции оратора: ради чего он решил выступить? Что в конечном итоге хочет получить в результате выступления? Так, если ректор на презентации академии рассказывает о структуре и факультетах своего учебного заведения, то трудно предположить, что он делает это исключительно с целью удовлетворить любознательность аудитории. Презентация — не день открытых дверей для абитуриентов, сюда не приглашаются случайные люди. Основной контингент в зале — сотрудники и студенты академии, а также приглашенные работники администраций разных уровней. Утверждение, что они не знакомы со структурой и функциями академии хотя бы в общих чертах, представляется явно ошибочным. Назначение этой части речи ректора состоит в том, чтобы продемонстрировать, что структура и деятельность учебного заведения соответствуют более высокому статусу академии, подчеркнуть достижения своего коллектива, что является типичной задачей эпидейктической речи. Аналогично может быть оценено и выступление на презентации новой шины: вряд ли приглашенные не знакомы с главными характеристиками новой продукции. Задача выступающего состоит не в том, чтобы познакомить слушателей с теми ГОСТами, которым соответствует новая шина, а в том, чтобы подчеркнуть значимость достижений коллектива, способность развиваться, создавать новую конкурентноспособную продукцию, т. е. также эпидейктическая.

Наличие в таких речах информационных блоков вызвано спецификой ситуации, сочетающей черты делового мероприятия (предъявление нового явления широкой общественности, введение его в общественную жизнь) и торжества (торжественная форма этого предъявления). Презентацию следует рассматривать как своеобразный день рождения банка, академии, книги, новой продукции и т. п. Однако в отличии от поздравительной речи, где оратор может ограничиться исключительно эмоциональными аргументами и личностными оценками, речь на презентации обязательно должна включать рациональную аргументацию, доказывающую справедливость и правомерность положительных оценок и похвалы. Поэтому в речи на презентации наряду с оценочными суждениями (например, представляемая продукция — это "супершина, комфортная для пользователя во всех отношениях, отвечающая требованиям самого придирчивого покупателя на свете") необходимо вводить объективную информацию (например, "представляемая шина отвечает требованиям 46 стандартов и международные критерии качества по ISO 90001 полностью соблюдены").

Как и любая эпидейктическая речь, речь на презентации должна начинаться с сообщения повода и предъявления предмета, например: "Господа, у нас сегодня праздник — мы открываем первый в Волгограде магазин одежды известной голландской фирмы “Бергхауз”". Во вступлении оратор обращается со словами благодарности к тем, кто принимал участие в создании предмета (представителям власти, организаторам, спонсорам), с обязательным полным сообщением имен людей и названий организаций. Ср., например, как это делается в речи на открытии детского парка: Уважаемые дамы и господа! В этот солнечный летний день мы собрались здесь, на набережной Волги, по поводу открытия детского парка отдыха и развлечений "Солнечный городок". Это прекрасное творение рук человеческих создано во имя будущего нашей страны, жизни и процветания нашего города и района. Мы хотели бы выразить огромную благодарность районной администрации, которая оказала большую материальную поддержку нашему начинанию; районному радио и городскому телевидению за предоставление времени в эфире; а также тем, кто принимал участие в возведении комплекса: директору крупнейшей в районе строительной корпорации «Гарант» Шинникову Егору Степановичу и начальнику трамвайно-троллейбусного депо № 3 Есину Петру Петровичу. Забота о детях сплотила всех жителей нашего района. Многие горожане лично участвовали в строительстве аттракционов. Сегодня мы говорим спасибо всем тем, кто оказал посильную помощь в возведении "Солнечного городка" и уверены, что наивысшей наградой для всех будет смех и радость наших детей.(Л.П. Новиченко)

Довольно часто речи на презентации на этом и заканчиваются, что можно признать серьезным нарушением норм внутрижанрового поведения, т. к. в этом случае цель представить и оценить объект остается нереализованной. Пожалуй, самую изысканно короткую речь такого рода сказал герой мультфильма Чебурашка на открытии дома для друзей: "Строили мы строили, и наконец, построили. Спасибо нам!" Выступающим на презентации никак нельзя уподобиться Чебурашке. Поэтому следует разработать основную часть, представляющую собой информацию о предмете презентации, его смысле и значении для присутствующих и широкой общественности. Содержание и построение речи определяется сущностью представляемого явления. Так, если речь идет об учебном заведении, то оратор рассказывает о том, кого, чему и как здесь обучают, какова структура вуза, если о банке — об особенностях и положительных отличиях его от собратьев, о тех услугах, которые банк собирается предоставлять клиентам; если о книге — как она создавалась, о чем она, кому адресована и т. д. Из других типичных элементов содержания можно указать на такие: 1) описывают проблему, которую решает появление нового предмета: "Прошло уже 8 лет с тех пор, как в нашем районе по причине истечения срока эксплуатации закрыли детский комплекс каруселей. Все это время он бездействовал, но дети продолжали приходить в опустевший парк. Однако теперь они могли рассчитывать только на изредка наезжавший Луна-парк."; 2) рассказывают о тех людях, которые принимали участие в разработке, производстве и т. п. нового предмета: "И вот два года назад наша общественная организация "Будущее России" инициировала проект развития инфраструктуры детского отдыха и развлечений, и "Солнечный городок" стал одним из главных его элементов. Районный комитет по делам молодежи и администрация поддержали наши разработки, помогли найти спонсора и активизировать общественность и жителей района. Сегодня парк готов. Он построен по проекту архитектора Мухова С.В., который в своей работе удачно сочетает элементы природного ландшафта и технические конструкции." (Л.П. Новиченко); 3) рассказывают о перспективах, открывающихся в связи с появлением нового предмета (события, статуса и т. д.): "Конечно же мы отдаем себе отчет в том, что в одночасье невозможно приобрести новое качество. Мы понимаем, что высокое звание академии — это не финиш, не венец, а только известный аванс, это старт. И нам предстоит еще очень и очень много сделать, чтобы стать действительно академией, действительно освоить то поле деятельности, которое нам предназначено. Нам предстоит стать нужными, полезными, необходимыми органам власти и управления, сделать так, чтобы они нуждались в наших научных разработках. Нам предстоит подготовить плеяду новых чиновников, людей, которые будут действительно работать на современном уровне, ибо судьба российских реформ в руках российского чиновничества." (М.А. Сукиасян); 4) указывают на отличительные черты рассматриваемого предмета от других аналогичных.

Заключение также зависит от сущности представляемого явления. Если представляется новая продукция, претендующая на мировой уровень, оратор выражает надежду на то, что она завоюет мировой рынок и станет популярнее известных аналогов. Если представляется магазин — высказывает уверенность в том, что он станет самым посещаемым в городе. Если представляется книга — то желает ей вдумчивых и добрых читателей.

Рассмотрим речь на открытии магазина фирмы Reebok (см. Приложение). Она может быть признана вполне соответствующей жанровым характеристикам речи на презентации. Так, речь имеет вступление, в котором точно обозначен повод и выражена радость в связи с состоявшейся встречей. Основная часть содержит две микротемы, касающиеся сущности представляемого явления: в первой рассказывается об истории фирмы, что очень разумно, т. к. представляется магазин хорошо известной во всем мире продукции. Российские же покупатели, даже если и знакомы с продукцией, то вряд ли знают о славной истории фирмы, постепенно завоевавшей весь мир, и о том, что означает само слово Reebok. Во второй микротеме приводятся сведения об особенностях продукции и уровне ее качества, подтвержденное фактами и статистическими данными и завершающееся предупреждением о подделках, которые вполне возможно ожидают покупателей, если продукция приобретается в других местах. Обратим еще раз особое внимание на то, что эти сведения сообщаются не для удовлетворения любознательности аудитории, а для того, чтобы доказать тезис эпидейктической речи: "фирма Reebok является самым передовым производителем спортивной обуви, и ее продукция самая лучшая в мире." Речь заканчивается благодарностью официальным лицам и присутствующим, а также выражением уверенности в том, что магазин будет активно посещаться горожанами. Эпидейктический характер этой речи проявляется и в том, что наряду с объективной информацией о продукции она содержит оценки ("всемирно известный производитель", "самые высокие в мире бизнеса", "новейшие технологи", "элитный, дорогостоящий товар" и т. п.)

К типичным недостаткам речи этого жанра необходимо отнести:

1) Полное отсутствие эпидейктических элементов (похвалы, благодарности, выражения чувства радости и гордости и т. п.).

2) Отсутствие вступления и заключения.

3) Завершение речи прямым призывом к совершению определенного действия (учиться в нашем вузе, покупать нашу продукцию и т. п.)

См. в Приложении речь на презентации коммандитного Товарищества, в которой содержатся все указанные недостатки. В этой речи совершенно отсутствуют все эпидейктические элементы: похвала, благодарность, положительные оценки — то есть нет ничего, что формировало бы радость по поводу появления новой фирмы и уверенность в ее большом будущем. Сразу после обозначения повода собрания оратор переходит к информации о сущности Товарищества и условиях, которые оно предлагает своим партнерам, причем это именно информационная часть, а не аргументы эпидейктической речи, поскольку, действительно, ставит целью сообщить совершенно новую для слушателей информацию. Речь завершается прямым призывом к сотрудничеству: "Тогда обращайтесь к нам, в Коммандитное Товарищество Союзагрострой Ост. Наше взаимовыгодное сотрудничество может продолжаться 1 год, 5, 10, 20 и более лет." Что подходит для рекламной речи, но невозможно в речи на презентации.