logo
без сносок

2.3. Система упражнений для формирования социокультурной компетенции учащихся башкирской школы на уроках русского языка

Мы провели классификацию социокультурных клише и разделили на группы в соответствии с ситуациями.

Любое общение имеет начало, основную часть и заключительную.

Начало беседы зависит от конкретной ситуации общения. Например, ситуация приветствия.

1)Если человек незнаком тебе, то общение начинается со знакомства. Желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому. Примеры: Будем знакомы. Давайте познакомимся. Разрешите с вами познакомиться. Я хотел бы с вами познакомиться.

2) Официальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются со слов: Здравствуйте! Добрый день!

3) Неофициальные встречи начинаются со слов: Привет! Здравствуй!

4) При обращении по телефону: Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Хамидуллин. Меня зовут Азат Ришатович .

5) Существуют выражения, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Добро пожаловать! (Очень) рад вас видеть! Мое почтение.

После приветствия обычно наступает основная часть. Она бывает нескольких видов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: торжественная, деловая и скорбная.

К торжественной относятся праздники, юбилеи сотрудников; открытие учреждения, магазина; заключение договора, презентация и так далее.

По любому знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от ситуации поздравительные и пригласительные клише меняются.

Поздравление: Сердечно (горячо) поздравляю… Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…; От имени (по поручению)… поздравляем…; От всей души поздравляю. Приглашение: Приходите на праздник (юбилей, встречу…), Будем рады вас видеть; Позвольте (разрешите) пригласить вас; Приглашаю вас; Могу ли я пригласить вас.

Скорбная ситуация связана с гибелью, убийством и другими событиями, приносящими несчастье.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, оно должно быть эмоциональным. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

Я вам сердечно соболезную. Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования. Скорблю вместе с вами. Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования. Разделяю (понимаю) вашу печаль ( ваше горе, несчастье).

Сочувствие: Искренне сочувствую. Не падайте духом. Как я вас понимаю. Все будет в порядке. Вам не стоит так волноваться.

В повседневной деловой ситуации также используются социокультурные клише. Например, при подведении итогов работы, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кому-то вынести сделать замечание. На любой работе у кого-то может появиться необходимость высказать предложение, выразить согласие, обратиться с просьбой, дать совет, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем клише использующиеся в данных ситуациях. Замечание: К (большому) сожалению (огорчению), Дирекция (правление, редакция, фирма) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)…; должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…

Советы в категорической форме: Все (вы) обязаны (должны)…; Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать…

Обращение с просьбой должно быть вежливым, но без излишнего заискивания: Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…; Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите. Будьте любезны… Не могу ли попросить вас… Очень вас прошу…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом: (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено). Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете. При отказе используются выражения: Я вынужден запретить (отказать, не разрешить). (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействии). Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу..

Отказ в выполнении просьбы может быть следующим: (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить. В настоящее время это (сделать) невозможно. Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.

В конце общения используются: До свидания. Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера.

- бытовые: Да. Конечно. Ни в коем случае. Точно, вот именно. Верно. Возможно. Может быть нет.  Вполне возможно. Ладно, согласен. Правильно. Наверное, я думаю. Не думаю, наверное нет. Как хочешь. Если хочешь. Понятно, ясно. Еще нет. Этот. Не этот. Тот. Не тот. Вот так . Мне нравится больше вот так. Не так. Сейчас. Не сейчас. Сейчас же, немедленно. Сразу, немедленно. Все. Каждый. Везде. Ничего. Ничего подобного. До некоторой степени. Никто. Ни один, никто. Нигде. Никогда. Почти. Вряд ли. Вот и мы. Очень приятно. Приятно было познакомиться. Неплохо. Недурно. Достаточно, хватит. Это не подойдет Я очень рад. Очень приятно (что-то делать). Не беспокойтесь, не беда. Бесполезно. Без проблем. Я не знаю. Понятия не имею. Не совсем с тобой согласен. Совершенно согласен.Не возражаю. Я думаю, ты прав Мне кажется Так или иначе. Я привык. Нет сомнения, само собой. Вот и все. Осторожно. Будь осторожен, внимателен. Оставь меня в покое. Либо да, либо нет. Не говоря уже о ......  Поживем-увидим. Кто его знает. Дай мне подумать (вспомнить). Дай мне секунду подумать. Кое-что еще (в дополнении к тому, что уже сказали). Кстати. В дополнение. По слухам, разговоры ходят. Ты уверен? Точно, уверен. Я тоже (утверждение) Я тоже (отрицание) Ты издеваешься (смеешься) надо мной? Ты с нами? (Следишь за беседой?) Чья очередь ? Пусти меня (отпусти меня) Никакой разницы. Это совсем другое дело. Не стоит. С удовольствием. Как так вышло (получилось)? Ходить вокруг да около. В двух словах. Дай мне знать (извести меня). Пропусти это (не обращай внимания). Не обращай внимания.

Социокультурные клише необходимы в любой ситуации. Например, в магазине: Здравствуйте! А в продаже есть…. Мне, пожалуйста,…дайте. Этого нет, оно закончилось. Извините, а почему тогда на витрине выставлена. Эта пачка не настоящая, а муляж. А зачем муляжи-то? Чтобы покупатели видели, что обычно …есть у нас в ассортименте. Хорошо, спасибо, что пояснили. Но тогда порекомендуйте мне, пожалуйста, какое-нибудь…, похожее Вот, например. Можно мне, пожалуйста, килограмм. С вас. Возьмите, пожалуйста. А мелких купюр у вас нет? Они бы нам очень пригодились. Вот ваша сдача –Кушайте на здоровье! Спасибо!

- в музее: Мы находимся в зале колониальных портретов….. В постоянной выставке музея представлены портреты героев и простолюдинов, мыслителей и воплотителей, консерваторов и радикалов. Большинство портретов написаны с натуры. Вы увидите…

- в транспорте: Сколько стоит проезд. Мелочь принимаете. Передайте билет. Возьмите сдачу. Вы на следующей выходите. Уступите место. Садитесь, пожалуйста. До… едет. Билет первым классом до Убытие и возвращение в один день? Не могли бы вы подсказать мне, с какой платформы убывает поезд. Поезд на… С какой платформы убывают поезда на. Когда убывает следующий поезд? Сколько стоит билет? В какое время он прибывает в. Поезд с пересадками? Мне пожалуйста билет до. Не могли бы вы подсказать, когда следующий поезд? Какова продолжительность полета? В какой аэропорт прибывает рейс? Я хочу лететь в … первого числа. Это стойка регистрации авиакомпании. Следующая остановка ваша.

- на улице: Простите, подскажите пожалуйста, где находиться улица…? На чем можно доехать? Извините, не подскажите время. Как можно добраться до….

- по телефону: Вам звонят из… Вас беспокоит… Позовите, пожалуйста,… Вы не могли бы попросить … Если вас не затруднит, позовите пожалуйста,.. Вас просят подойти к телефону. Вас к телефону! ..., вас спрашивают! Сейчас позову! Подождите минуточку! Сейчас она подойдет! Не кладите трубку! Ждите у телефона! Ждите! Его нет дома. Позвоните попозже. Что ей передать? Ну все, до свидания. Всего хорошего! Я тебе позвоню. Звони! Созвонимся! Целую!

Далее представлены упражнения для формирования социокультурной компетенции.

Упражнение 1. Проведите предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания об­ратите внимание на поведение его участников, их ми­мику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.

а) Вы — учащийся 8-го класса. Вам необходи­мо обратиться с просьбой к преподавате­лю, и товарищу.

б) Вы — работник администрации. Вам необхо­димо по телефону попросить:

— ветерана Великой Отечественной войны при­нять участие в празднике;

— руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Упражнение 2. Задайте вопрос Который час? Объясните, почему при изменении условий речевого общения меняются и социокультурные клише.

а) незнакомому мужчине; б) соседу по парте; в) маме; г) председателю собрания (намекаете на то, что собрание пора заканчивать); д) участникам молодежной тусовки.

А теперь попробуйте вновь задать этот вопрос, вообразив себя: а) взрослым воспитанным человеком; б) маленькой девочкой; в) веселым подростком в хорошем настроении.

Упражнение 3. Прочитайте русские народные пословицы. Объясните, какое требование к речи выражает каждая пословица.

Много говорить – голова заболит. 2) Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 3) В умной беседе ума набраться, в тупой – свой потерять. 4) За худые слова слетит и голова. 5) Сердечное слово до сердца доходит. 6) Красную речь красно и слушать. 7) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 8) Малое слово большую обиду творит. 9) Хорошее слово – половина счастья. 10) Сперва подумай – потом говори.

Упражнение 4. Спишите социокультурные клише, распределяя их по столбам таблицы. Дополните своими примерами каждый столб и по возможности на башкирском языке.

Просьба

Приглашение

Можно Вас на минуточку? Прошу к столу. Берегите себя. Благословите путь. Не сочтите за труд. Будьте любезны. Пожалуйста. Пожалуйте к нам. Позвольте Вас побеспокоить. Вся надежда на Вас. Приезжайте к нам в гости. Прошу Вашего благословения. Пожалейте Вы меня. Прошу садиться. Не откажите в любезности. Прошу слова. Убедительно прошу Вас. Уважьте мою просьбу. Челом бью. Чувствуйте себя как дома. От чистого сердца прошу. Богом прошу. Вас просят к телефону. Огромная просьба к Вам. Разрешите. Не будете ли так любезны? Если вас не затруднит. Не соблаговолите ли? Не трудно ли вам? Войдите в мое положение. Милости просим. Всегда рады видеть Вас. Не сочтите за труд. Нижайше прошу. Вы всегда желанный гость. Добро пожаловать. Жду Вас в гости. Заезжайте к нам. Замолвите словечко. Кушайте на здоровье. Сделайте одолжение. Будь другом. Будьте как дома. Можно мне … ? Вам нетрудно …? Позвольте. Не в службу, а в дружбу.

Упражнение 5. Объясните, в каких ситуациях можно услышать следующие вопросы.

1)Вы ко мне? 2) Жалобы есть? 3) Что вас беспокоит? 4) Вы по какому вопросу? 5) Чем могу быть полезен? 6) С чем пожаловал? 7) Как ты здесь оказался? 8) Можно к вам? 9) Я вам не помешаю? 10) Какими судьбами? 11) Как поживаете? 12) Что вас привело ко мне? 13) Где ты пропадал? 14) С кем имею честь?

Упражнение 6. Представьте себя экскурсоводом и подготовьте небольшое сообщение на тему «Путешествие по картинной галерее».

Упражнение 7. К вам обратились с просьбой, но вы по какой-то причине выполнить ее не можете. Найдите выражение отказа в разговоре: а) с другом; б) учителем; в) братом; г) мамой; д) незнакомым человеком.

Для справки:

Простите; не буду и не просите; я бы с радостью сделал, но…; к сожалению, у меня нет времени; что-то мне не хочется; скорее всего я не успею; как-нибудь в другой раз; не смогу вам дать обещание; я не хочу; я не буду (и не просите); е вижу необходимости в том…; а кому это нужно?; я не в силах; я вынужден отказаться; ты что!

Упражнение 8. Прочитайте текст. Перечислите известные вам приветствия. Какие из них подразумевают форму общения «ты», какие «Вы»? В каких случаях возможна и та, и другая форма? В каких ситуациях можно поздороваться жестом, улыбкой? Разыграйте ситуацию встречи с другом, с любимой учительницей младших классов.

Ты и Вы?

Не одна мать наставляет дитя: « Говори взрослым «вы». И действительно, вы – это форма вежливости, особенно в обращении к незнакомому человеку.

Как же все-таки местоимениями пользоваться? К кому на ты? К кому на вы?

Вы, как форма вежливого обращения, не свойственна коренному народному языку. Старые люди, особенно из села, знают одно только обращение к собеседнику: на ты. Вы для них местоимение множественного числа (когда собеседников не один, а несколько). В устах этих людей, ты – слово вполне естественное и ничуть для собеседника не обидное. В народной речи есть другие слова, которые выполняют функцию вежливости, - ласкательные обращения: пташечка, батюшка, сынок, матушка, голубчик и другие. Вы, как форма вежливого обращения, была заимствованиа в литературный язык из польского языка в конце XVII века, то есть около трехсот лет назад. И с тех пор между ты и вы установились люботные взаимоотношения.

Ты указывает на дружеские отношения между людьми (ты – к родителям, товарищам, друзьям, любимой, любимому).

Ты – в обращении детям, подросткам.

Ты – обидное ( «тыканье») в обращении к человеку, подчиненному по службе, к старшему по возрасту, к малознакомому человеку.Вспомните, сколько гневных реплик вспыхивает из-за ты в общественном транспорте. Пассажир, которому говорят ты, справедливо чувствует себя уязвленным.

Не позволяйте, чтобы к вам обращались на вы, а вы к тому человеку – на ты. Может получиться как у Некрасова:

Я к многим заезжал: иные, точно, грубы –

Муж ты своей жене, жена супругу вы.(Отрывки из путевых записок графа Гаранского»).

Вы – местоимение вежливости. С одной стороны, оно подчеркивает официальные отношения между людьми, а с другой – глубокое уважение друг к другу. Неразлучные друзья писатели Ильф и Петров обращались друг к другу на Вы.

(А.И.Ефимов)

Упражнение 9. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

– Как сажа бела.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

(Ю. Додолев)

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Упражнение 10. Составьте диалоги «На уроке физкультуры», «На дне рождения у друга», «В театре», используя указанные вопросительные конструкции с глаголами будущего времени для выражения просьбы.

Вы (ты) не

Вы (ты)

Может быть, вы (ты) + глагол в форме будущего времени

Не…ли вы

Упражнение 11. Представьте себе, что вы приехали в Уфу. Вам захотелось увидеть площадь Ленина. Какие выражения вы употребили бы для того, чтобы спросить, как доехать до площади Ленина.

Упражнение 12. Прочитайте текст. Письменно сформулируйте его основную мысль, а затем приведите два-три аргумента, подтверждающих ее справедливость.

Дружелюбие – одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черточку (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

(По А .Михальской).

Упражнение 14. Составьте текст-рассуждение, взяв за основу в качестве тезиса пословицу Красно поле пшеном, а речь слушанием.

Упражнение 15. Используя данную схему, составьте предложения, содержащие вопрос или просьбу к незнакомому человеку. Не забудьте употребить этикетные слова.

С каких слов должен начать фразу ваш собеседник?

Упражнение 16. В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

Покраснеть от…, позеленеть от…, побелеть от… , порозоветь от… , потемнеть от… .

Художникам и фотографам известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции и чувства по-разному, потому что разные стороны лица находятся под контролем разных полушарий головного мозга. Левое полушарие контролирует интеллектуальную деятельность, что отражается на правой стороне лица. Правое полушарие управляет эмоциями, воображением, поэтому левая сторона лица их отражает. Причем известно, что труднее бывает скрыть отрицательные эмоции.

Упражнение 17. Познакомьтесь с историей происхождения некоторых фразеологизмов.

Объясните, что объединяет все эти фразеологические сочетания. Чем объясняется огромное количество фразеологизмов со словом рука?

Махнуть рукой на кого-либо или что-либо – перестать заниматься кем-либо или чем-либо из-за бесперспективности своих усилий. От движения рукой, демонстрирующего отталкивание, отведение от себя.

Носить на руках кого-либо – проявлять высшую степень любви и заботы. От древнего обычая в день свадьбы вносить невесту на руках через порог дома жениха. Это должно было защитить ее от злых духов, живущих под порогом его дома.

Положа руку на сердце – делать что-либо сердечно, искренне, откровенно. От жеста прикладывания руки к сердцу, обозначающего подтверждение искренности своих слов. В США и некоторых других странах исполнение государственного гимна полагается слушать, приложив

к сердцу руку.

Прибрать к рукам – присвоить или подчинить себе. Из речи кучеров и наездников, берущих вожжи или уздечку в руки для управления лошадьми.

Работать не покладая рук – работать без устали, не отдыхая. Усталые, натруженные руки кладутся на колени или стол при перерыве или окончании работы.

Развести руками – невозможность что-либо предпринять. От соответствующего жеста в безвыходной ситуации.

Руки опускаются – отсутствие желания что-либо делать из-за безнадежности усилий. Из речи крестьян и мастеровых людей, опускавших руки, когда не получалась работа.

Чужими руками жар загребать – безопасно пользоваться результатами чужого труда, не обжигаясь и не прилагая при этом собственных усилий. Загребают жар при уходе за костром, при печении картофеля и т. п.

Всплеснуть руками – знак крайнего удивления. От соответствующего жеста, при котором появляется слабый звук от легкого касания ладоней.

Держать все нити в своих руках – держать в своей власти, полностью контролировать. В театре марионеток кукольник держит сверху за ниточки всех кукол, управляя ими простыми движениями пальцев.

Как рукой сняло – полностью прошло. При лечении знахарь прикладывает к больному месту руку и «снимает» болезнь.

Мастер на все руки – искусный во всем. При коллективной организации труда «руки» (мастера) распределялись по номерам. Начинала работу всегда «первая рука» – самый квалифицированный работник, после чего изделие поступало к другим мастерам – «второй руке», «третьей руке» и т. д.

Упражнение 18. 1. Прочитайте текст. Как вы думаете, в чем состоит национальная особенность жестов у русских? Расскажите об этом. Озаглавьте текст.

Для народов, мало жестикулирующих, русское общение кажется сильно насыщенным жестами, и, играя русского, актеры многих восточных театров размахивают руками значительно больше, чем сами русские. Очевидно, они воспринимают русский жест на фоне своего как очень широкий и, передавая его, главным образом стремятся показать этот размах, не зная и не понимая, что размах жеста в русском языке регламентируется многими моментами: темпераментом, национальной принадлежностью, нормами поведения, полом и т. д., и т. п.

Вообще, жестикулируя, русские не сильно выбрасывают руки вперед и не отбрасывают их далеко от тела, однако не принято жестикулировать, прижимая локти.

Сравнивая русский жест с жестами европейскими, надо заметить, что русские почти не пользуются синхронными движениями обеих рук, жестикуляция осуществляется одной рукой (правой). Вторая рука или совсем не жестикулирует, или в меньшей степени и не повторяет движения правой. Когда жестикулируют руками, то их не выносят далеко вперед от тела. Часть движения руки заменяют головой, плечами. Например, указывая направление, русские чаще делают движение в эту сторону головой, говоря: «Вам нужно в ту сторону». А вместо слов «не знаю» пожимают плечами.

Наконец, наблюдая русских в жестикуляции, представители других наций не всегда правильно понимают стилистику жеста, то есть когда и с кем можно употреблять жест, а когда нужно себя в этом ограничивать. Русская жестикуляция, мимика и поза определяются ситуацией, отношениями говорящих и их социальной принадлежностью. Чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест. Большая интенсивность жеста обнаруживает взволнованность, эмоциональность собеседника.

(А. Акишина)

2. Еще раз прочитайте последний абзац текста. Можете ли вы примерами из своей жизни подтвердить основную мысль этого отрывка?

Упражнение 19. 1. Охарактеризуйте жесты и мимику, которые использованы героями произведений Ф. М. Достоевского. Какие из этих жестов неуместны в официальной обстановке?

1) «К мадам Бубновой, затем чтобы ее раскассировать. А какая красотка-то!» – протянул он, обращаясь к Александре Семеновне, и даже поцеловал кончики пальцев при воспоминании о мадам Бубновой. 2) Заметив одну женскую фигуру в окне второго этажа, господин Голядкин послал ей рукой поцелуй. 3) На другое утро пришло по городской почте письмо; прочтя его, он вскрикнул и схватил себя за голову. 4) «Неблагодарный! Да что, никогда ничего не стыдно!» – проговорила Катя, махнув на него рукой, как будто на совершенно потерянного человека. 5) Он думал и тер себе лоб, и странное дело, как-то невзначай, вдруг и почти сама собой, после очень долгого раздумья, пришла ему в голову одна престранная мысль. 6) «Сударыня, – вскочил наконец Митя, складывая перед ней руки ладонями в бессильной мольбе, – вы меня заставите заплакать, сударыня, если будете откладывать…»

2. Найдите предложения с прямой речью. Выберите интонацию, которая более всего соответствовала бы речевой ситуации и описанным жестам. Выразительно прочитайте каждое предложение с прямой речью.

Упражнение 20. 1. Как вы понимаете выражения бить поклоны, поклониться в ножки? Докажите, что в этих фразеологизмах отражены два значения устаревшего жеста – поклона (жест приветствия и жест благодарности).

2. Прочитайте текст. Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.

Поклон, умение опустить голову, покорность – это совсем не рабское качество. Это культура человека, понимающего, что кроме «Я» существуют и другие.

Как мы поздравляем старших по возрасту? В поклоне поздравляем старшее поколение? Нет. Молодежь вручает подарки с поднятой головой, желает здоровья и всего хорошего. Склонять голову – уже не в нормах нашего этикета. Почтение мы вывели начиная с 1917 года. Мы не рабы.

А на Востоке Новый год встречают так: обязательно внуки и дети приходят к родителям и бабушкам, они должны низко поклониться родителям в ноги. На Руси было то же самое: приходили дети и в низком поклоне склоняли головы перед своими родителями.

Можно ли сегодня представить, что вдруг появился бы у нас День благодарности старшему поколению? А в Японии такой день есть в сентябре, есть государственный праздник – День благодарения старшего поколения. Если на протяжении тысяч лет остается День благодарения старшего поколения, то, конечно, будет тот стержень взаимоотношений и правильных этикетных норм, о которых мы сейчас можем только мечтать. Конечно, будет. Потому что с рождения ребенок в этот день приходит и поздравляет своих родителей, склоняясь в низком поклоне перед ними.

(А. Акишина)

Упражнение 21. Вы приехали в город. Цель: познакомиться с достопримечательностями (театр, библиотека, Дворец спорта) Вам нужно будет проехать на каком – либо транспорте, перейти дорогу и т.п.) Составьте связный текст.

Упражнение 22. Ваш друг не в первый раз ссорится со своим приятелем по двору. Он думает, что все мальчишки вредные и противные, сердится. Помирите этих ребят, не обижая никого.

Упражнение 23. Вашу подружку постоянно обижает одноклассник. Из – за этого ей не хочется идти в школу. Помогите подружке, исправьте ситуацию, не встречаясь с обидчиком.

Упражнение 25. Вы собирались идти на стадион со своим другом, чтобы посмотреть концерт ансамбля, приехавшего из г.Москва. Но пошёл дождь, и у вашего друга испортилось настроение. Он не хочет идти на концерт. Утешьте друга и убедите сходить вместе с вами на концерт.

Упражнение 26. Вы познакомились со знакомой своей подруги. Когда вы вместе, вам не нравится, как себя ведёт новая знакомая. Но и «старую» вы терять не хотите. Найдите выход из этой ситуации. (Можно дать имена).