Тема семинара:
«Сетевая организация и интернет-коммуникация»
Кастельс М.
Сетевое предприятие: культура, институты и организации
информациональной экономики
Печатается по: Кастельс М. Информационная эпоха:
экономика, общество, культура. М., 2001. С. 157-176. (Глава 3.)
Введение
Как и все исторически отчетливые формы производства, информациональная экономика характеризуется своей специфической культурой и институтами. Однако в наших аналитических рамках культуру не следует рассматривать как совокупность ценностей и верований, связанных с конкретным обществом. Развитие глобальной информациональной экономики характерно как раз тем, что она возникает в разных культурных/национальных контекстах - в Северной Америке, Западной Европе, Японии, в странах "китайского круга", России, Латинской Америке, а также ее планетарным размахом, затрагивающим все страны и ведущим к мультикультурной системе координат. В самом деле, попытки предложить теорию "культурно обусловленных экономик" для объяснения новых процессов развития на базе философий и ментальностей (наподобие конфуцианства), особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не выдерживают пристального взгляда исследователей-эмпириков. Но разнообразие культурных контекстов, в которых информациональная экономика возникает и эволюционирует, не мешает наличию общей матрицы организационных форм в процессе производства, распределения и потребления. Без таких организационных предпосылок ни технологические изменения, ни политика государств, ни стратегии фирм не смогли бы сойтись воедино в новой экономической системе.
Моя идея состоит в том, что появление информациональной экономики характеризуется развитием новой организационной логики, соотнесенной с текущим процессом технологических изменений, но не зависящей от него. Именно сходимость и взаимодействие новой технологической парадигмы с новой организационной логикой и составляет историческую основу ннформациональной экономики. Однако эта организационная логика в разных культурных и институциональных контекстах проявляет себя в разных формах. Таким образом, в этой главе я попытаюсь объяснить одновременно общность организационных соглашений в информациональной экономике и их контекстуальное разнообразие. В дополнение к этому, я рассмотрю генезис новой организационной формы и условия ее взаимодействия с новой технологической парадигмой.
Организационные траектории в период реструктуризации капитализма и перехода от индустриализма к информационализму
Структурная перестройка экономики в 1980-х годах вызвала в деловых организациях появление ряда новых реорганизующих стратегий. Некоторые исследователи, в частности Пиоре и Сабель, считают, что экономический кризис 1970-х годов был результатом истощения возможностей системы массового производства и представляет собой "второй индустриальный водораздел" в истории капитализма. Другие, как Харрисон и Сторпер, полагают, что распространенне новых организационных форм, а некоторые из них уже много лет практиковались в отдельных фирмах и странах, было реакцией на кризис прибыльности в процессе капиталистического накопления. Третьи, как Кориа, предполагают, что долгосрочная эволюция от фордизма к постфордизму была выражением "великого перелома", исторической трансформации отношений между производством и потреблением, с одной стороны, и потреблением и конкуренцией, с другой. Но, несмотря на различие подходов, результаты анализа совпадают в четырех фундаментальных пунктах:
1) каковы бы ни были причины и происхождение организационной трансформации, на середину 1970-х годов приходится крупный водораздел (индустриальный или иной) в организации производства и рынков в глобальной экономике
2) организационные изменения взаимодействовали с распространением новой информациональной технологии, но, по большей части, происходили независимо от нее и, как правило, предшествовали распространению информационных технологий в коммерческих компаниях;
3) фундаментальная цель организационных изменений в различных формах состояла в том, чтобы справиться с неопределенностью, вызванной стремительными темпами изменений в экономической, институциональной и технологической среде фирмы, путем повышения гибкости производства, менеджмента и маркетинга;
4) многие организационные изменения были направлены на пересмотр трудовых процессов и занятости путем введения модели "подтянутого производства" (lean production) с целью экономии трудовых затрат путем автоматизации рабочих мест, устранения ряда рабочих задач и "уплощения" многослойной менеджерской иерархии.
Из процесса капиталистической реструктуризации и индустриального перелома возникло несколько организационных трендов. Прежде чем говорить об их потенциальном слиянии в новой организационной парадигме, их следует рассмотреть по отдельности.
- Тема семинара:
- От массового производства к гибкому производству
- Малый бизнес и кризис крупной корпорации: миф и реальность
- Организация межфирменной сети
- Горизонтальная корпорация и глобальные деловые сети
- Информационная технология и сетевое предприятие
- Кастельс м. Генезис нового мира
- Новое общество
- Контрольные вопросы к тексту м. Кастельс. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000 г. (стр. 157-198, 314- 353)
- Минцберг г.
- Базовая структура
- Операционная адхократия
- Административная адхократия
- Административный компонент адхократии
- Формирование стратегии в адхократии
- Некоторые проблемы адхократии
- Человеческая реакция на неопределенность
- Вопросы к тексту г. Минцберг. Структура в кулаке: создание эффективной организации. С-Пб, 2001 г. (стр. 30-45, 430-475)
- Шершнева е.Л. Сетевой подход к анализу рынка труда
- Вопросы к тексту Шершнева е.Л.Сетевой подход к анализу рынка труда. Учебное пособие. СПб., 2003. С.18-21, 24-25, 33-36, 41-42.
- Бабаева ю.Д., Войскунский а.Е., Смыслова о.В.
- Интернет: воздействие на личность
- Печатается по : http://www.Relarn.Ru/human/pers.Html
- Введение
- Вопросы к тексту Бабаева ю.Д., Войскунский а.Е., Смыслова о.В. Интернет: воздействие на личность
- Жичкина а.Е.. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации
- Вопросы к тексту Жичкина а.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации
- А.Е. Жичкина, е.П. Белинская Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью
- Вопросы к тексту
- Вопросы к тексту в. Нестеров « к вопросу о динамике сетевых сообществ»