1.2.3 Использование выразительных средств
В отличие от, например, официально-делового стиля, газетно-публицистический стиль, входя в систему массовой коммуникации, не является обезличенным. Он индивидуализирован по группам людей: возрастным, образовательным, социальным, идеологическим, по интересам и т.д. В отличие от художественных произведений, в газетно-публицистическом стиле не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам.
Черта, сближающая этот стиль со стилем художественной речи, - это проявление индивидуального в изложении содержания. И здесь, конечно, степень проявления индивидуального ограничена особенностями самого стиля [Скребнев, 1960:399].
Среди стилистических средств изобразительности и выразительности используются тропы, сравнения, гиперболы, аллегории, эвфемизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, цитаты. Очень сильным средством создания публицистичности выступают авторские обновления стилистических средств, т.е. намеренное изменение формы этих средств. Для выделения и подчеркивания тех или иных слов или словосочетаний применяется намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении - инверсия, антитеза, риторический вопрос, вопросно-ответная структура высказывания.
В газетно-публицистическом стиле могут употребляться литературно-книжные слова, неологизмы (даже такие, которые требуют пояснения в тексте), вводные предложения и другие компоненты газетно-публицистического стиля [Гальперин, 1958:408].
Таким образом, на основании обзора теоретических источников, мы пришли к выводу:
1) На лексическом уровне газетно-публицистического стиля характерно наличие неологизмов, фразеологизмов, слов разговорной лексики, профессионализмов, обилие клише и штампов. Необходимость в сжатии информации приводит к применению аббревиатур.
2) На грамматическом уровне - использовании времен и залогов, обилие сложных атрибутивных образований, особые формы введения прямой речи и преобразования прямой речи в косвенную, а также наличие цитат.
3) Среди стилистических средств изобразительности и выразительности используются тропы, сравнения, гиперболы, аллегории, эвфемизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова.
- Введение
- Глава 1. Стилистическая специфика публицистического стиля
- 1.1 Публицистический стиль речи как функциональная разновидность литературного языка
- 1.2 Особенности газетно-публицистического подстиля
- 1.2.1 Лексические особенности
- 1.2.2 Грамматические особенности
- 1.2.3 Использование выразительных средств
- 1.3 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
- 1.3.2 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
- Глава 2. Стилистические особенности употребления лексических средств в создании политического портрета Д.Медведева
- 2.1 Особенности политического портрета как литературного жанра
- Билет 23. Паронимия. Стилистическое употребление паронимов и ошибки, связанные с паронимией.
- Лексическая синонимия. Типы лексических синонимов. Стилистические функции синонимов. Стилистически не оправданное употребление синонимов.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- § 2. Лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы.
- Тема 6 общий лексический анализ текста