2.1 Особенности политического портрета как литературного жанра
Интерес к портретному изображению личности был велик во все времена независимо от социально-политических условий. Нет такой исторической эпохи, которая бы не оставила нам в качестве культурного наследия наглядные образы выдающихся людей. И по сей день успехи и падения известных личностей шумно обсуждаются и приковывают всеобщее внимание. Фигуры важных политических деятелей в этом смысле наиболее уязвимы, а их портретное изображение играет чрезвычайно важную роль, а именно выполняет задачу влиять на народные массы, формировать народное сознание.
Политический портрет невозможно рассматривать без связи его с аналогичным изобразительным жанром. Слово «портрет» происходит от французского «portrait», что значит изображение оригинала «trait pout trait» - «черта в черту», «черта за чертой». В теории искусствоведения портретом называется изображение одного человека или группы лиц, который в полной мере воспроизводит как его физический облик, так и его внутренний мир, черты его характера, стремления, эмоциональное состояние. Эти же характеристики используются и при создании политического портрета как одного из жанров публицистики. Наиболее интересными для читателя в политическом портрете являются описание характера, карьеры, судьбы описываемого человека, а также его непосредственные цитаты как отражение его намерений и политической программы.
Политический портрет как жанр начал обособляться с возникновением в обществе отношений власти. В России власть обычно воспринимается на эмоциональном уровне посредством персонификации [Швец, 1979:66].
Правящий субъект всегда служил олицетворением власти в сознании русского народа, будь то феодальный князь, царь государства Российского или вождь пролетариата. Политические деятели выступают персонификаторами безличной власти, принимают на себя успехи и неудачи политической жизни страны. Людям легче воспринимать политические решения, связывая их с реальным человеком, на которого и возлагается вся ответственность. Поэтому политический портрет выполняет функцию связующего звена между народом и политиком, а также оказывает влияние на формирование мнения о ныне действующей власти.
Этот жанр может служить как подтверждением образа личности, сложившегося в сознании народных масс, так и опровержением оного [Анисимова, 2004:23].
Другой важной характеристикой политического портрета является функция политического прогноза. Политический образ, который создается благодаря политическому портрету, во многом определяет направленность политических действий в стране. Из публицистических хроник электорат составляет свое мнение о том, чем обернется назначение того или иного политика на должность.
Еще одной особенностью политического портрета, не характерной для многих публицистических жанров, является определенная авторская эмоциональность, выражение субъективного мнения по поводу действий описываемой личности. Авторы портретов явно выражают собственные симпатии и антипатии, дают свою оценку личностным и деловым качествам политиков. Таким образом, образ политического деятеля во многом обязан представлениям о нем публициста и напрямую зависит от него. Наличие этой характеристики в российских публицистических материалах объясняется особенностями восприятия политических вопросов российским народом, для которого характерно несознательное смешение общественного и личного.
Это соотношение в материале политического и индивидуального не имеет четкого регламента и определяется автором самостоятельно. Для каждого отдельного политического портрета присущи разные пропорции. В основном в каждом политическом портрете автор уделяет внимание детальному описанию лишь нескольких личностных качеств описуемого. Решение, какие именно черты заслуживают подробного рассмотрения, какие - лишь слабого акцента, а о каких и вовсе можно умолчать, принимает автор самостоятельно. Не стоит забывать о том, что политический портрет - это всего лишь один из взглядов на политика, поэтому не нужно стремиться охватить все стороны многогранного характера героя портрета. Задача автора портрета - дать описание наиболее существенных характеристик политического персонажа, на основе которых читатель сможет составить его образ. Завершенность изображения в этом случае роли не играет, так как даже при самом детальном описании человеческой натуры всегда останется что-то непостижимое, что предоставляется читателю домыслить самостоятельно [Швец, 1979:84].
Создание любого политического портрета требует предварительной работы над портретным материалом. На основании проделанной работы политический портрет включает следующие ключевые моменты. Во-первых, наиболее важная информация передается через призму личных наблюдений за поведением героя. Во-вторых, особое внимание уделяется парадоксам судьбы, наиболее невероятным случаям в биографии политика, особым жизненным трудностям и способам их преодоления.
- Введение
- Глава 1. Стилистическая специфика публицистического стиля
- 1.1 Публицистический стиль речи как функциональная разновидность литературного языка
- 1.2 Особенности газетно-публицистического подстиля
- 1.2.1 Лексические особенности
- 1.2.2 Грамматические особенности
- 1.2.3 Использование выразительных средств
- 1.3 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
- 1.3.2 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
- Глава 2. Стилистические особенности употребления лексических средств в создании политического портрета Д.Медведева
- 2.1 Особенности политического портрета как литературного жанра