logo search
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТ

3. Характеристика глаголов звучания

В настоящее время значительно возрос интерес к изучению лексико-семантических групп внутри глагола, т.к. “семантическая структура глагола более емкая и гибкая, чем у всех других грамматических категорий.” [3,335]. Появился ряд научных исследований посвященных различным глагольным группам.

Человек живет в сложном мире звуков. “Звук – быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органами слуха, все порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, все вызывающее слуховые ощущения”.

Глаголы звучания выделяются на основе единого семантического признака “издавать, производить звук”. В эту группу входят глаголы типа: греметь, щелкать, брякать, скрипеть, шелестеть, стучать, мяукать, лаять, свистеть, шипеть и аналогичные им.

Своеобразия звучания в первую очередь заключается в характеристики его с точки зрения степени громкости. Эта характеристика несколько своеобразна. С одной стороны, все глаголы данной группы способны передавать звучание различной степени громкости в сочетании с наречиями тихо – громко и их синонимами. С другой стороны, многие глаголы уже в своей семантике заключают эту характеристику: шипеть, журчать, тявкать, жужжать, мурлыкать; бахать, греметь, грохать, реветь, трубить, рокотать.

Звуковые колебания могут совершаться с различной частотой. В прямой зависимости от этого находится частота звука.

Представляется возможным ввести такую характеристику (по высоте) применительно к этим глаголам, несмотря на то, что обладать ею способны не все из них: рычать, ворчать, реветь, мычать, гудеть, пиликать, скрипеть, пищать.

Характер звучания может быть исследован по учете временного фактора, так, протяженность во времени является необходимым условием образования звуков. Особый интерес с этой точки зрения представляет ритмичный рисунок звучания, повторяемость и монотонность: тикать, булькать, дзинькать, звякать, цокать, щелкать, чавкать, квакать, хрюкать, чирикать, тявкать, жужжать, стрекотать, мычать, реветь, дребезжать, журчать, шелестеть, и другие.

Звук действует на наши органы чувств, вызывает ощущения, которые приятны и неприятны для слуха. Эта особенность находит свое выражение в потенциальной, внутренней коннотации глаголов звучания, в их значении присутствует оценочно-экспессивный момент:

- положительная оценка, звучание, приятное для слуха: щебетать, ворковать, журчать;

- отрицательная оценка, звучание, неприятное для слуха (подавляющее большинство глаголов): визжать, греметь, скрежетать, сипеть, лязгать, тарахтеть, грохотать, громыхать, грохать, и другие.

Коннотативный момент особенно ярко проявляется при переносном употребление: Раз при мне две молодые дамы приехали в один дом и начали квакать: “Как это не стыдно!... Как это не стыдно!” ( Писемский “В водовороте”). – Гули, гули! – хрипло зарычал старик Яков. – Я вот ей покажу “гули, гули”! (Гайдар “Судьба барабанщика”).

Итак, характер звучания может быть определен с разных позиций: с точки зрения степени громкости, высоты звука, ритмического рисунка, коннотативного фактора. Для каждого слова характерна своеобразная комбинация этих компонентов, наличие доминирующего семантического признака, что и определяет своеобразие звучания. При переносном употреблении этот доминирующий признак, как правило, становится определяющим.

В качестве переферийных сем компоненты звуковой семантики входят в значении глаголов самых различных семантических классов: глаголов речи, глаголов движения, глаголов действия и других. Собственно глаголы звучания делятся по своему денотативному содержанию на три основных группы:

1. глаголы, характеризующие звучание неживых предметов;

2. глаголы, характеризующие звуки, издаваемые живыми существами (кроме человека);

3. глаголы, характеризующие звуки, издаваемые человеком.

Общая характеристика:

Самой общей семантикой обладают глаголы, обозначающие звучание вообще, независимо от источника звука: звучать, шуметь, раздаваться, разноситься и подобные им. Все эти глаголы выступают обычно в качестве предикатов при каких-либо названиях звуков (при словах звук, голос, песня, речь, слово, стон, звон, гром, выстрел), не указывая обычно ни на источник звуков, ни на их казуатора, например: звучит песня, голос ее дрожал, раздался выстрел. Одно из них просто указывает на распространение звуков: раздаваться (раздаться), разноситься (разнестись), другие характеризуют тот или иной способ их распространения, указывают на характер звучания: промчаться, грянуть, “раздаться внезапно с силой”, дрожать, трепетать, дребезжать, трястись (переносное, разговорное) “звучать прерывисто, неровно, нестойно”, жужжать “звучать монотонно (о гуле голосов, шуме толпы)”, идея наполнения какого-то пространства звуками, доступными для восприятия, передается глаголом оглашать (огласить) и его конверсивом оглашаться (огласиться): Звуки огласили всю степь – Вся степь огласилась звуками. В этом значении метонимически могут употребляться и некоторые глаголы звучания, например: Лес звучал, степень звена. Их сходный гшлагол ЗВУЧАТЬ (прозвучать) обозначает процесс звучание сенкритично не расчленяя его на составные компоненты, а его фразеологические эквиваленты издавать звук и испускать звук подчеркивают непроизвольность возникновения звука. Глаголы ОТДАВАТЬСЯ, давать, (дать) отзвук и резонировать указывают на второй источник звучания (резонатор) отражающий звуковые волны первого источника.

Группа глаголов звучания чрезвычайно разнообразна в семантическом отношении, что обуславливается в первую очередь производителем звучания.

При учете производителя того или иного звучания глаголы данной группы распадаются на три большие группы:

  1. Глаголы звучания, производимого предметом. Послышалось, как задребезжало в его дрожащих руках, стуча о зубы, горлышко бутылки, как забулькало в ней жидкость. (Куприн “На покое”). Женское платье ПРОШУРШАЛО слегка. (Тургенев “Новь”). Телега ЗАГРОХОТАЛА на дощатом мостике (Бубенков “Белая береза”).

  2. Глаголы звучания, издаваемые живым существом. Эта группа распадается на следующие подгруппы:

  1. глаголы звучания, издаваемые птицами;

  2. глаголы звучания, издаваемые насекомыми;

  3. глаголы звучания, издаваемые животными.

В эту теплую ночь все лягушки тихонько УРЧАЛИ, и даже те УРЧАЛИ, кто был недоволен судьбой… (Пришвин “Лесная капель”). Утки, ПОКРЯКИВАЯ, раскачиваясь, плелись к речке, поблескивающей из-за верб (Серафимович “Колечко”). СЛЫШАЛОСЬ иногда, как густым басом ГУДИТ, пролетая где-то очень близко, невидимый жук…(Куприн “Одиночество”). Всадники ДРАЛИ коняг плетью, пинали каблуками, НУКАЛИ, ТПРУКАЛИ, кони ХРАПЕЛИ, крутились, плясали на дыбах (Шишков “Угрюм-река”). [5, 5]

III. Глаголы звучания, издаваемого человеком.

Итак, группа глаголов звучания объединяет в себе глаголы, характеризующие самые разнообразные звуки. Это определяет наличие более мелких группировок в зависимости от производителя звучания, в результате чего имеем глаголы звучания неживой и глаголы звучания живой природы.

Среди глаголов первого типа возможно выделение ряда микрогрупп в зависимости от способа воспроизведения звуков (удары, трение), от своеобразия среды, в результате колебания возникает звук (твердые, жидкие и газообразные вещества).

Каждая из микрогрупп обладает своими семантическими особенностями, что ярко проявляется при переносном употреблении.

Можно отметить следующие наиболее существенные особенности глаголов звучания:

  1. Глаголы звучания ассоциативно очень тесно связаны глаголами слухового восприятия: звук – это то, что слышится. В ряде случаев они могут функционировать как речевые синонимы, т.е. обозначать одну и ту же речевую ситуацию, например: Прозвучал выстрел – Раздался выстрел – Послышался выстрел, Гремит гром – Слышатся раскаты грома, Где-то далеко звучит колокольчик – Откуда-то слышится звон колокольчика.

  2. Употребляясь в переносных значениях; глаголы звучания перекрещиваются с целым рядом других семантических полей. С глаголами речи, с глаголами движения (перемещения, бросания, падения), с глаголами действия и некоторыми другими. Такую метафоризацию можно назвать внешней по отношению к данному классу. В пределах собственного поля глаголы звучания тоже нередко употребляются метафорически или метонимически (внутренняя метафоризация). Например, глаголы обозначающие звучание не живых предметов, употребляются в функции глаголов обозначающих звуки живых существ (звенеть, греметь, щелкать…) и наоборот (стрекотать, выть, жужжать…); глаголы обозначающие звуки животных, используются для характеристики звуков человека (реветь, рычать, мычать, ржать…) и наоборот (лепетать, лопотать…).

  3. Многие глаголы звучания (звучать, шуметь, гудеть, петь, разноситься, радоваться…) нейтральны (обычно следствии расширения своего значения) к некоторым рассмотренным выше оппозициям, лежащим в основе их семантической дифференциации.

  4. Наиболее продуктивными глагольно-именными перифразами глаголов звучания являются сочетания типа: издавать звук (шум, шипение, грохот, писк…), производить звук (шум, грохот…), испускать звук (писк, визг…).

  5. Глаголы звучания активно сочетаются со многими приставками, но имеется и ряд ограничений на эту сочетаемость. Например, с приставками –ПРО и –ПО, выражающими определенную или неопределенную ограниченность во времени, а так же с начинательной приставкой – ЗА сочетаются семантические все глаголы звучания (если не считать глаголы звучания (если не считать глголов со значением прекращения звучания – типа глохнуть: формы ПРОГЛОХНУТЬ и ПОГЛОХНУТЬ невозможны, а форма ЗАГЛОХНУТЬ выражает лишь значение совершенного вида). С приставкой –ОТ семантически могут сочетаться тоже все глаголы звучания, но практически формы ОТБРЯКАТЬ, ОТЧАВКАТЬ почти не употребляются из-за нетипичности соответствующих им ситуаций.