logo search
Методички в 5-ти частях

Контаминанты, совмещающие свойства глаголов и других частей речи Причастие (вербально-адъективный контаминант)

Причастие характеризуется как гибридный класс слов, совмещающий свойства глаголов и имён прилагательных. Известно, что причастия в XIX в. включали в состав имён прилагательных; в настоящее время они рассматриваются как часть глаголов. Можно ли согласиться с таким подходом?

Почему причастия нельзя рассматривать как самостоятельную часть речи?

В чем проявляется контаминантный характер причастий?

Охарактеризуйте вид и залог причастий, сопоставив их с соответствующими категориями у спрягаемых глаголов.

Чем можно объяснить трансформации, произошедшие с этими категориями у причастий, в сравнении с соответствующими категориями спрягаемых глаголов?

Охарактеризуйте категорию времени причастий, сопоставив ее со временем спрягаемых форм глагола. Чем они отличаются?

Имеют ли причастия категорию наклонения?

Изучив комплекс дифференциальных признаков причастий, сделайте вывод о месте причастий в системе частей речи.

При образовании причастий учитываются вид и переходность/непереходность исходного спрягаемого глагола. От глаголов СВ не образуются причастия настоящего времени; от глаголов непереходных – страдательные причастия. Учитывая это, ответьте на следующие вопросы: от каких глаголов образуется максимальное количество причастий – 4? Подтвердите это примерами. От каких глаголов образуется минимальное количество причастий – 1? Покажите это на примерах.

В какие части речи могут переходить причастия? Как разграничиваются причастия и отглагольные прилагательные на –мый, образованные морфологическим способом и путем адъективации? [См.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 166–167].

Расскажите о разграничении страдательных причастий прошедшего времени и омонимичных отглагольных прилагательных [Осемчук Л.П. О разграничении страдательных причастий прошедшего времени и омонимичных отглагольных прилагательных // Рус. яз. в шк. – 1977. – №2. – С. ].